Исполнилось 10 лет кругосветному плаванию приморского фрегата «Надежда»
Место встречи – парусное учебное судно «Надежда», прекрасно вписавшееся в архитектуру бухты Золотой Рог. Символично, что в преддверии юбилея на паруснике встретились его капитаны – нынешний Шкурин Константин Александрович и бывший капитан «Надежды» в «кругосветке» — Василенко Владимир Николаевич. Именно они непосредственные участники кругосветного плавания, а знаменательная дата – прекрасный повод вспомнить самые яркие впечатления о походе.
— Какое событие или встреча с удивительным человеком запомнились Вам после кругосветки?
В.Н. Василенко: Во время похода было множество интересных встреч, и выделить что-то одно очень сложно. За время рейса происходили встречи со многими высокопоставленными лицами. Каждый заход в порт запоминался по-своему. Но самое главное, что получили все участники рейса – это роскошь человеческого общения. Парусник привлекает большое внимание и мало кого оставляет равнодушным. Все стремились пройти на борт, познакомиться с кораблем поближе. Поэтому «Надежда» не была обделена вниманием. И это было очень приятно.
— Как вы лично оцениваете итоги похода после прошедшего десятилетия? Какая атмосфера царила на борту?
В.Н. Василенко: Несмотря на трудности, все прошло хорошо. Что сказать про психологическую атмосферу… 14 месяцев выдержит даже не каждый профессиональный моряк. А у нас на борту курсанты, юнцы, для которых это все впервые. Например, готовясь к проходу мыса Горн, ребята готовились, переживали. Бурю чувств и эмоций испытал каждый. На борту ощущалась всеобщая эйфория.
К.А. Шкурин: У каждого своя кругосветка. У капитана она одна, у старпома другая, у курсантов – третья. И каждый раз она разная. Вроде один и тот же ветер, погода… Каждый был занят своим делом. Конечно, переживали и катаклизмы, и шторма.
В.Н. Василенко: Под парусами ровным килем не часто ходят. (улыбается)
— Носите ли Вы серьгу, которую по морской традиции вручают прошедшим мыс Горн?
В.Н. Василенко: Нет, не ношу. Возраст уже не позволяет.
К.А. Шкурин: Не ношу. По тем же причинам.
— Были какие-нибудь происшествия во время похода?
В.Н. Василенко: В жизни экипажа происходили всевозможные ситуации. Но все удавалось сглаживать, устранять.
К.А. Шкурин: От ошибок никто не застрахован. Чтобы экипаж не терял квалификацию, нужно двигаться. Больше ходить под парусами. Здесь главное — нарабатывать опыт, не стоять на месте. Чтобы не исчез тот самый блеск в глазах.
В.Н. Василенко: В таком деле остается тот, кто находит интерес в морской профессии.
— Совсем еще молодые ребята поднимаются на мачты на высоту 50 метров при сильном ветре, в дождь. И за 20 лет, что «Надежда» бороздит моря и океаны, на ее борту ни разу не случалось критических ситуаций. И это заслуга капитана, его решений.
В.Н. Василенко: Как говорят, капитану платят за ответственность. (улыбается)
К.А. Шкурин: Ответственность и безопасность – это синонимы слова «капитан». Конечно, труднее идти под парусом. Опыт управления парусным судном имеет большее значение. Ведь не зря говорят, что «парусных капитанов» меньше, чем космонавтов. (Улыбается.)
— Во время «Тихоокеанского рейса», Константин Александрович был старшим помощником капитана. Сегодня он капитан. Какими качествами должен обладать человек, стремящийся встать у штурвала?
В.Н. Василенко: Главное, чтобы человек созрел, мог справляться с поставленными задачами, имел свое мнение, свой взгляд. Умел принимать верное решение.
К.А. Шкурин: У нас были и спорные вопросы, и разногласия в каких-то ситуациях. Но сегодня, по прошествии лет, находясь на месте капитана, видишь какие-то ситуации иначе.
— Если бы Вам предложили сейчас участие в новой кругосветке на паруснике, согласились бы Вы на этот подвиг?
В.Н. Василенко: Согласился. Но не назвал бы это подвигом. Это работа. Серьезная работа. Тем более, что море – это всегда сложная обстановка. Для того, чтобы вести парусник, нужен определенный опыт.
— И напоследок, как справились курсанты с таким сложным рейсом?
В.Н. Василенко: Курсантам нужно отдать должное. Это была их первая практика. Длительная и достаточно сложная. И они выдержали ее с достоинством.
— А домой хотелось?
В.Н. Василенко: Помню, вышли в Тихий океан и «на горизонте дом показался»…
В годовщину кругосветного плавания его участники отвечают на несколько вопросов.
1. Какое самое яркое событие или встреча с удивительным человеком запомнились Вам после кругосветки?
2. Как Вы лично оцениваете итоги похода парусника «Надежда» после прошедшего десятилетия?
3. Проходили ли Вы мыс Горн и носите ли серьгу, которую по морской традиции вручили участникам похода?
4. Если бы Вам предложили сейчас участие в новой кругосветке на паруснике, согласились бы Вы на этот «подвиг» и чем бы руководствовались при согласии?
Виктор Михайлович Кононов, руководитель рейса:
1. Ярких событий было много. Каждый заход в иностранные порты был интересен по-своему. Запомнилась встреча с советским диссидентом Лурье в порту Вольпараисо (Чили). Это потомок «Начальника Чукотки».
2. Положительно. Неоценимая школа для курсантов не только в профессиональной подготовке, но и в гражданском, патриотическом и политическом воспитании.
3. Проходил. Серьга есть. Носить не решился. Традиция устарела.
4. Не раздумывая, согласился бы. Желанием видеть мир. В нём столько интересного…
Геннадий Антонович Воронин, руководитель практики:
1. За время кругосветного плавания было несколько ярких событий и встреч. Особенно запомнилось знакомство с вдовой писателя-мариниста Валентина Саввича Пикуля, состоявшееся в Риге. Антонина Ильинична приняла нас очень радушно. Здесь же увиделся с Арнольдом Шкетником, сыном артеллериста-дальномерщика из экипажа легендарного крейсера «Варяг», отец которого участвовал в Цусимском сражении. Он передал для Общества изучения Амурского края семейные артефакты, среди которых документы, газеты и фотографии, а также много стеклянных негативов того времени… В этом рейсе я познакомился с Александром Розенбаумом, и мы с ним даже подружились. И, конечно же, одна из самых незабываемых встреч состоялась в Гонконге с Джеки Чаном. Он прибыл на борт «Надежды», был нарасхват у экипажа, но, все же, мы с ним успели поговорить минут 15…
2. Полагаю, что это было знаковое событие. Этим походом под парусами мы показали, насколько силен у нас учебный парусный флот, подтвердили то, что русские моряки как ходили, так и будут ходить по всем четырем океанам планеты. Мы ведь были первыми в новом столетии и новом тысячелетии, кто под парусами обогнул мыс Горн.
3. Врученную нам в походе серьгу храню, как память о нем. Но если говорить объективно, то серьга должна быть золотой, в виде расплющенной капли, на сторонах которой гравировка: на одной – дата и название судна, на другой – фамилия и должность. Я встречал моряков с парусных судов, которые носили такие серьги.
4. С удовольствием бы согласился и руководствовался бы романтикой морских путешествий. За свою моряцкую жизнь я плавал на 18 типах судов и побывал в 39 странах мира. И мне никогда не надоедало наблюдать быт, одежду, привычки людей в разных уголках мира, любил посещать новые места, любоваться животными и птицами… Нет ничего на свете интереснее, чем знакомство с чем-то новым. Я считаю, что выбрал самую замечательную профессию, благодаря ей я увидел весь мир. Часто вспоминаю людей с «Надежды», с которыми в кругосветке бок о бок прожил на борту парусника несколько месяцев, события, связанные с ними.
Анна Владимировна Бессонова, психологическое сопровождение рейса
1. Невозможно выделить только одно какое-либо событие – в каждой стране, где стояла «Надежда», везде было что-то потрясающее, удивительное, чего не было в предыдущем порту. Чего не было никогда, так это встреча нового 2004 года на острове Таити.
Можете себе представить, но такой привычный зимний праздник с елкой, снегом может быть… с украшенной гирляндами пальмой, а вместо мандарин огромное количество кокосов и бананов, каких-то экзотических фруктов, теплое море…
А еще это, конечно, стоянка в Санкт-Петербурге, где отмечалось 300-летие северной столицы. Город просто сверкал в обновленном великолепии дворцов, зеленых парков, памятников. А для меня лично событием стало крещение в Никольском морском соборе в день своего рождения.
2. Мы были первые в XXI веке, кто отметил походом вокруг земного шара 200-летие со дня первой российской кругосветной экспедиции. У нас не было коммерческих целей, мы представляли Россию как морскую державу, Приморский край как часть ее огромных территорий и, конечно, в лице наших курсантов, не только будущих морских специалистов, получающих морское образование, а еще и просто русских людей, являющих собой носителей русского языка, самобытной русской культуры, доброжелательных и открытых для общения… Не было ни одной страны, где бы нас встречали недружелюбно.
3. Да, проходила. Это тоже одно из необычных событий похода. Все ждали, готовились к трудному и долгому прохождению, но нас как будто кто-то охранял – все прошло относительно спокойно… А серьга действительно есть, храню вместе со знаками о пребывании в кругосветном рейсе.
4. Согласилась бы, хотя понимаю, что в новом рейсе все было бы, конечно, по-другому. Наши впечатления и трудности не пережить больше никому, это невозможно повторить. Получен большой жизненный опыт. И как бы ни было трудно нашим ребятам, в конце рейса, проводя анкетирование, я читала в ответах: «Да, было трудно, устали, но как жаль, что этот рейс заканчивается! Мы гордимся, что были первыми. А то, что мы получили и пережили в свои 20 лет, скорее всего не повторит больше никто…».
Николай Юрьевич Лубнин, электромеханик ПУС «Надежда»:
1. Впечатлило лазерное шоу в Сингапуре на острове Сентоза, концерты органной музыки в Гданьске и Сопоте (Польша). Встреча с мэром города Сингапура.
2. Могли бы сделать много больше при соответствующей подготовке и работе с российскими консульствами.
3. Мыс Горн проходил, но серьгу не ношу.
4. Да, с огромным удовольствием. Люблю путешествовать.
Юрий Васильевич Кругляк, завпрод ПУС «Надежда»:
2. Хорошо.
3. Да, проходил, но серьгу не ношу.
4. Да, пошел бы.
Константин Александрович Шкурин, капитан ПУС «Надежда» (в кругосветке – старпом):
1. Высадка спасателей при заходе в Порт-Стэнли.
2. Отлично.
3. Да, но не ношу.
4. Интересно.
Александр Павлович Домбинский, руководитель практики, начальник судоводительского факультета Морской академии
1. Запоминающиеся события – проход Суэцкого канала (хотя и не первый раз, но это всегда впечатляет), посещение пещеры Гибралтара, Санкт-Петербург неповторим.
2. Только положительно.
3. Мыс Горн не проходил.
4. Согласился бы. Вместе с курсантами пройти плавпрактику.
Добавить комментарий