Top.Mail.Ru

«Роснефть» создала искусственный дефицит топлива на Дальнем Востоке путём его экспорта — «Финам»

Президент России Владимир Путин 25 апреля 2013 года в ходе «прямой линии» с гражданами обещал разобраться с высокими ценами на бензин на Дальнем Востоке. Игорь Сечин, президент ОАО «Нефтяная компания «Роснефть», владеющей крупнейшим в регионе НПЗ в Комсомольске-на-Амуре, в письме на имя президента 13 мая изложил свое видение ситуации. Текст письма, несмотря на прошедшие три месяца, представляет значительный интерес для понимания позиции руководителя государственной и крупнейшей нефтяной компании России. Об этом передает ДВ-РОСС.

В частности, указанная в письме главы «Роснефти» величина переработки нефти на принадлежащем компании Комсомольском НПЗ не совпадает с цифрами выхода топлива. В 2012 году на Комсомольском НПЗ переработано 7,5 млн тонн нефти. В то же время завод произвел только 1127 тыс. тонн моторного топлива (832 тыс. тонн бензина и 980 тыс. тонн дизельного топлива. Как получается такое соотношение, ведь даже при самой простой атмосферной перегонке нефти выход моторного топлива составляет порядка 50%, а не 15%, как пишет Игорь Сечин.

За письмом Сечина последовали другие документы, сообщил «Коммерсант» 8 августа, в частности письмо президента «Транснефти» Николая Токарева на имя вице-премьера Аркадия Дворковича от 8 августа. Текст этого письма имеется в редакции, и в нем приводятся данные о производстве топлива на Комсомольском НПЗ, противоречащие цифрам Сечина. По данным исследовательской группы «Петромаркет», Комсомольский и Хабаровский НПЗ произвели в 2012 году 5915 тыс. тонн моторного топлива, в том числе 1881 тыс. тонн бензина и 4033 тыс.тонн дизельного топлива. На Комсомольском НПЗ было выработано 4190 тыс. тонн моторных топлив, то есть выход моторных топлив составляет 56%, что соответствует общемировым цифрам.

Такая игра с цифрами позволяет Игорю Сечину объяснить причину высоких цен на нефтепродукты на Дальнем Востоке нехваткой топлива, производимого на двух НПЗ региона. По расчётам, годовая потребность Дальневосточного федерального округа в моторном топливе составляет 3,6 млн тонн, тогда как производство равно лишь 1,8 млн тонн. Но если исходить из данных «Петромаркета», то на Хабаровском и Комсомольском НПЗ производится в совокупности 5,9 млн тонн топлива, что вполне достаточно для снабжения региона.

Причиной дефицита и высоких цен на топливо в письме Токарева назван его экспорт. В 2012 году, по данным «Петромаркета», с Комсомольского НПЗ поставлено на экспорт 2793 тыс. тонн нефтепродуктов, в том числе 998 тыс. тонн бензина (73% от выпуска) и 1796 тыс. тонн дизельного топлива (64%), а за четыре месяца 2013 года экспорт составил 852 тыс. тонн нефтепродуктов, в том числе 241 тыс. тонн бензина и 611 тыс. тонн дизельного топлива. Аналогичные цифры экспорта топлива с Комсомольского НПЗ в 2013 году приведены письме Минэнерго на имя Аркадия Дворковича от 4 июня текущего года.

Создав искусственный дефицит топлива на Дальнем Востоке путём его экспорта, «Роснефть» завозит недостающее топливо по железной дороге. Так, за четыре месяца 2013 года поставка нефтепродуктов в Дальневосточный округ из других регионов составила 834 тыс. тонн, в том числе 237 тыс. тонн бензина и 597 тыс. тонн дизельного топлива.

Очень познавательна и приведённая в письме Игоря Сечина таблица с объяснением складывающей на дальневосточных заправках стоимости топлива. Обратите внимание на вторую сверху строку «транспортировка нефти». Её вклад в итоговую стоимость топлива приближается к 10%. Это показывает, как много топлива на Дальний Восток «Роснефть» завозит по железной дороге из Западной Сибири. Потому что в цену произведённых на местных НПЗ бензина и дизтоплива транспортировки сырья по магистральным трубопроводам вносит лишь 4,7%. Получается, что покупая бензин на заправках, жители оплачивают ещё и дорогие железнодорожные тарифы.

Ценообразование на моторные топлива в Дальневосточном федеральном округ (на примере автомобильного бензина Аи-92), рублей на тонну

Стоимость нефти — 13033
Транспортировка нефти — +4135
Затраты на переработку нефти — +2637
Акциз — +11505
Маржа нефтепереработки — +1673 (6%)
Крупнооптовая цена реализации — 32983
Транспорт не нефтебазы — +2247
Затраты нефтебаз — +886
Затраты АЗС — +4791
Маржа мелкого опта — +700 (2%)
Маржа розницы — +1886 (4%)
Цена на АЗС — 43493
Цена на АЗС (руб./литр) — 32,62

На этом фоне трудно признать обоснованными выводы главы «Роснефти» о том, что для «стабилизации и снижения» цен на топливо в Дальневосточном федеральном округе в первую очередь необходимо «развитие транспортной инфраструктуры и обеспечение прозрачности формирования транспортных тарифов для нефтяных компаний со стороны «Транснефти». К тому же тарифы трубопроводной компании, причисленной к естественным монополиям, устанавливают Федеральная служба по тарифам и в их прозрачности для нефтяных компаний сомневаться не приходится.

Любопытен и четвертый пункт предложения Сечина президенту, в котором предлагается «на период до ввода дополнительных производственных мощностей компании рассмотреть возможность применения схемы поставки нефти в режиме переработки вне таможенной территории с обратным ввозом моторного топлива на рынок Дальневосточного федерального округа». Где гарантия, что нефть, вывезенная из России без уплаты таможенных пошлин и переработанная в Китае, вернется в виде готового топлива в Россию? И зачем давать работу китайцам, если топлива на Дальнем Востоке и сейчас избыток? Наконец, сколько составит статья «транспортировка» в итоговой цене такого топлива?

«Не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости», — сформулировал философ Уильям Оккам. Понятно, что «Роснефть», как коммерческая компания, заинтересована создавать себе дополнительную работу, приносящую ей дополнительный заработок. Например, экономить на модернизации Комсомольского НПЗ, чтобы его топливо (так как оно часто не соответствует требованиям отечественного технического регламента) экспортировать за рубеж, взамен привозя за тысячи километров по недешёвой железной дороге западносибирское топливо. Наверняка Игорь Сечин найдёт свою выгоду и в толлинговой переработке российской нефти в Китае. Но в итоге все эти окольные тропы задирают цены на заправках до небес, и платить за упражнения нефтяников и железнодорожников в логистике приходится простым гражданам, сообщает «Финам».

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика