Во владивостокском Музее имени Арсеньева представили несколько подлинников художественных работ Давида Бурлюка
Как известно, Приморский государственный объединенный музей имени Арсеньева не так давно – после большого ремонта – распахнул свои залы для посетителей. «Владивосток» не раз рассказывал, как много изменилось не только во внешнем облике, но и в самой концепции его работы, какой гигантский шаг вперед был сделан, насколько приблизился формат приморского храма Клио к форматам самых современных музеев мира. Появились здесь и экспонаты, которые публика раньше никогда не видела. Об этом передает ДВ-РОСС.
На втором этаже музея – в залах, где раньше рассказывалось о борьбе красных партизан с мировым капитализмом, – разместилась экспозиция о жизни города в самый непростой его период – революции, интервенции, установления новой власти.
Здесь среди экспонатов посетители могут увидеть подлинники работ Давида Бурлюка. Как известно, он жил во Владивостоке как раз в это время – перед эмиграцией. Как попали подлинники одного из самых знаменитых футуристов мира в фонды музея? Это, читатель, удивительная история.
– В середине 90-х, точнее в 1996 году, я работал с Александром Глезером, – говорит Юрий Волкогонов, сотрудник Музея имени Арсеньева. – И, будучи в Нью-Йорке, познакомился с удивительным человеком, здравствующим и поныне, – Константином Кузьминским. Это легенда питерского андеграунда, последний из могикан той эпохи, того пласта питерской культуры, которая существовала в 50-80-х годах. Константин Константинович всегда был в гуще культурной неофициальной жизни тогдашнего Ленинграда, общался с поэтами и художниками. Он – первый издатель Бродского, организатор первых квартирных выставок ленинградского андеграунда. Но самое главное – он создатель уникальной девятитомной антологии неофициальной русской поэзии. Она была издана в 1986 году, это монументальный труд.
Константин Кузьминский всегда притягивал родственные души. К примеру, художники Арефьевского круга дарили ему картины, поэты – оригиналы своих стихов и так далее. Тогда ведь никто всерьез не думал, что со временем эти работы станут действительно дорогими, аукционными произведениями искусства. Творцы отдавали свои произведения в руки того, кто ценил их, понимал.
Так и сложилось, что постепенно Кузьминский стал обладателем уникальной коллекции художественных и литературных произведений.
– Уже после перестройки Константин Кузьминский, – продолжает рассказ Юрий Иванович, – эмигрировал в США, занимался коллекционированием, творчеством, систематизацией своих архивов. Знакомство с этим творческим человеком было для меня большой удачей. Когда несколько лет назад Музей имени Арсеньева готовил большую выставку плакатов и иллюстраций Елены Афанасьевой, я процитировал его слова в тексте, сопровождающем выставку. И отправил текст Константину Константиновичу. Написал и про музей.
В ответе Константин Кузьминский не просто благодарил за то, что его помнят. В письме было сказано: я бы хотел передать Музею имени Арсеньева несколько хранящихся у меня в архиве работ Давида Бурлюка и знаменитого писателя и художника Антона Сорокина – лидера литературного футуризма в Омске.
Судьба Антона Сорокина и его имя мало известны широкой публике в России, меж тем это был уникальный человек. Дом¬музей Сорокина существует в Омске, а во Владивостоке до той поры его работ не было.
– Единственной встречной просьбой Кузьминского, – говорит Юрий Волкогонов, – было вот что: я должен приехать в Нью-Йорк и лично забрать все дары, а также помочь систематизировать архивы. Константин Константинович из тех уникальных натур, которые всегда полны творческого горения, их разум светел и мощен, но, увы, физически он уже довольно слаб. Этот человек перенес блокаду, всегда жил на разрыв, он из поколения людей типа Высоцкого, Даля – самоуничтожающегося русского гения, никогда не щадил себя. Поэтому работать с архивами ему уже трудно.
На согласование командировки и прочие вещи ушло время, но в итоге в феврале я отправился к Кузьминскому, работал у него. И привез во Владивосток поистине бесценные дары. До сей поры в музее был только один подлинник Бурлюка, причем его приобрели в начале этого года в Москве. А Кузьминский передал нам две работы маслом, один набросок чернилами и несколько открыток, писем, написанных Бурлюком собственноручно.
Кроме того, Кузьминский подарил нам 12 работ питерского художника Генриха Элинсона. Между прочим, в биографии этого авангардиста была даже встреча с Сальвадором Дали.
В целом можно сказать, что Константин Кузьминский принес в дар музею работ примерно на сумму в 100 тысяч долларов. Только работы маслом Бурлюка оцениваются в 15-20 тысяч долларов каждая. А музей оплатил только мою командировку в США. Согласитесь, это достойно восхищения. Тем более что с художественной точки зрения – и с исторической – дар Кузьминского бесценен. Давида Бурлюка и Владивосток связывают тесные исторические связи. Он не просто бывал в нашем городе, а оказал огромное влияние на развитие творческой атмосферы в городе. Работы Сорокина, Элинсона впервые появились в наших фондах.
Люди такого качества, как Константин Кузьминский, встречаются сегодня очень редко. У него есть замечательное качество любить пространство вокруг себя и обогревать людей любовью. Владивостоку здорово повезло!
Антон Сорокин родился 29 июня 1884 года в Павлодаре в семье богатого купца-старовера. В 1892 году вместе с семьей переехал в Омск.
Писать начал с 1900 года. Главная тема — власть золота над людьми. Его пьесу «Золото» собирался ставить Мейерхольд в театре Комиссаржевской, однако постановка была запрещена цензурой. Вершиной творчества Антона Сорокина является антивоенная повесть «Хохот Желтого Дьявола». В свое время Антон Сорокин получил от Давида Бурлюка «Удостоверение в гениальности».
В 1926 году Сорокин стал членом Союза сибирских писателей. Также являлся членом омской организации работников науки, литературы и искусства, литературно-художественной секции при Сибирском отделении государственного издательства.
В 1928 году уехал на лечение от туберкулеза в Крым, однако по дороге в Москве скончался. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Антон Сорокин является автором около двух тысяч произведений — большая их часть была обнаружена в рукописях писателя после его смерти. В одном из писем писатель скажет о себе так: «Моя заслуга в том, что 25 лет работал я в Сибири, первый создал художественную литературу и показал русскому читателю душу казахского народа, в таком же духе, как это сделал Джек Лондон с жителями тихоокеанских островов».
Арефьевский круг — неформальное объединение независимых ленинградских художников. Возникло в конце 40-х годов прошлого века.
В состав группы входили Александр Арефьев, Рихард Васми, Шолом Шварц (1929—1995), Владимир Шагин (отец Дмитрия Шагина, основателя движения «Митьки») и Валентин Громов.
Добавить комментарий