О первой женщине-участнице высокоширотного дрейфа Ерминии Жданко рассказали во Владивостоке
Экспедиция Брусилова — экспедиция 1912—1914 годов, предпринятая Георгием Львовичем Брусиловым на паровой шхуне «Святая Анна» с целью впервые в истории пройти Северным морским путём под российским флагом. Она стартовала в Санкт-Петербурге в 1912 году. В апреле 1914 года после полутора лет дрейфа, когда шхуна находилась севернее архипелага Земля Франца-Иосифа, отряд из 11 человек во главе со штурманом Валерианом Альбановым отправился в южном направлении. Девять человек из этого отряда по пути погибли или пропали без вести, лишь Альбанов и матрос Конрад были спасены экспедицией Георгий Седова, возвращавшейся на материк после зимовки на острове Гукера. Судьба 13 членов экспедиции, оставшихся на борту «Святой Анны», после апреля 1914 года неизвестна. Среди этих людей — и медик Ерминия Жданко, пишет «Тихоокеанская Россия».
Именно Ерминия Жданко стала первой женщиной в мире — участницей высокоширотного дрейфа. Считается, что шхуна «Святая Анна» добралась как минимум до 83-ого градуса северной широты, однако что было с судном и его экипажем дальше — неизвестно.
Ерминия (родилась в 1891 году) была дворянкой, дальней родственницей капитана корабля Георгия Брусилова и племянницей известного картографа, генерал-лейтенанта А. Е. Жданко (1857–1917). Уже с детства Ерминия испытывала особую тягу к дальним путешествиям.
Она прошла весьма серьезные медицинские курсы, и именно благодаря ее усилиям члены экипажа «Святой Анны» чувствовали себя более-менее удовлетворительно, насколько позволяли условия похода и то нервное напряжение, которое они испытывали в связи с дрейфом судна, зажатого льдами. В дошедших до нас свидетельствах отмечается, что Ерминия лучше многих моряков-мужчин справлялась с качкой, могла подолгу находиться у руля. Кроме того, она обладала крепким здоровьем — известно лишь об одном случае, когда она простудилась во время плавания, и это недомогание прошло уже на следующие сутки.
В то же время Ерминия Жданко, будучи единственной женщиной в экипаже из 24 человек, сумела не допустить конфликтов на романтической почве. Позже от выживших участников экспедиции стало известно, что Ерминия просто не сделала кого-то из мужчин своим любимцем, за что все ее очень уважали. В своих заметках во время путешествия она часто употребляла местоимение «мы», то есть она считала весь экипаж крепкой командой, членом которой являлась. Во время лекции было уделено внимание и вопросу участия женщин в дальних морских походах — пример Ерминии Жданко показывает, что оно довольно часто весьма оправданно и полезно. Сама же Надежда Бородина совершила кругосветное путешествие на паруснике «Надежда».
Автор книги подробно рассказала о том, как готовилась экспедиция Георгия Брусилова, которая должна была пройти Северным морским путем от Санкт-Петербурга до Владивостока (впервые это удалось сделать лишь в 1933 году). Выяснилось, что когда экспедиция уже должна была стартовать, некоторые члены экипажа не прибыли на борт, поэтому пришлось срочно добирать людей. В основном благодаря этому на корабле оказалась и Ерминия.
Особое внимание она уделила описанию наиболее трудных участков путешествия, некоторым географическим особенностям. Действительный член Русского географического общества провела серьезную исследовательскую работу в архивах, об этом она подробно рассказала во время лекции студентам-историкам.
Добавим, что более подробно о Ерминии Жданко можно прочитать здесь, об экспедиции Брусилова — здесь.
Добавить комментарий