Гостям и жителям Владивостока покажут «Вежливую рыбу»
Владивостокская выставка Аносовой служит одновременно, с одной стороны, личным итогом изолированного интенсивного пребывания художника наедине со своим предметом исследования, а с другой — автономной, долгожданной для города документацией часто неожиданного стыка двух этносов в одном месте.
Будучи документальным исследователем, Аносова в своем проекте «Вежливая рыба» фиксирует точки напряжения в пересечении двух культур и взаимовлияние их компонентов при взаимодействии — межэтнические браки, азиатские виды коллективных занятий спортом или музыкой в их владивостокском прочтении, элементы интервенции восточной уличной архитектуры в местный ландшафт.
Используя традиционный для своих исследований метод погружения, Аносова выявляет феномен «вежливой рыбы» — ситуацию противоречивости и полярности двух противоположностей, двух сторон одной медали, различия внешней вежливости и внутренней осторожности, так присущего азиатскому миру.
Проблематика идентичности русского человека, проживающего на приграничной территории Приморского края, тем больше позволяет подчеркнуть его «русскость», чем он ближе к своему азиатскому соседу, для которого тот русский — зачастую первый опыт культурного восприятия «себе противоположного».
Попытку найти современные эквиваленты представлениям и идеалам исторического контекста на приграничных приморских территориях мы находим в визуальных метафорах работ Аносовой на «Рождение Венеры» Боттичелли (девушка, стоящая в обломке бетона, словно на пороге чего-то нового в новом открытом порту Владивостока) и на «Замерзшую Венеру» Рубенса (девушка с привязанным к спине ребенком, сидящая на корточках в саду камней словно в попытке не быть замеченной, но быть ближе к природе).
Перманентный конфликт в природе мужского и женского, юного и зрелого, коллективного и индивидуального, восточного и западного через взаимодействие крайних противоположностей (инь и ян) — это то, что раскрывается наиболее точно именно на приграничной территории и то, что Аносова в своем проекте «Вежливая рыба» выносит на первый смысловой план.
Аналогичный по методу исследования проект взаимопроникновения двух культур, проживающих на одной территории — бурятов и русских в Сибири — проделала автор, в течение трех лет снимая серию «Сааган саг».
Елена Аносова — одна из самых заметных молодых документальных фотографов России. В 2015 году стала победителем международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина, балтийской биеннале фотографии «Фотомания» в направлении «Документальная фотография», победителем конкурса «Молодые фотографы России».
Один из самых важных проектов фотографа на сегодняшний день — это трилогия «Отделение» о закрытых женских институциях. Первая часть была снята в сибирских колониях, по ее итогам вышла фотокнига.
С 2013 г. проходит обучение в мастерской документальной фотографии Валерия Нистратова в Московской школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко.
Выставка откроется 31 августа в 19:00 и будет работать до 23 сентября. Вход свободный.
Дополнительная информация доступна здесь.
Добавить комментарий