Почему дальневосточный лосось не «плывет» в западные районы страны?
Были ожидания, что после введения российских санкций на поставки рыбной продукции из Норвегии, Исландии и ряда других европейских стран, в западные регионы России хлынет дальневосточный лосось. Но эти надежды не оправдались. Рыбаки с Тихого океана не торопятся заполнять своей продукцией освободившиеся рынки, пишет корреспондент ДВ — РОСС.
По свидетельству железнодорожников Дальнего Востока рыбной продукции отгружено с начала года всего на 1 процент больше, чем в прошлом году. Можно было посетовать на плохую рыбалку. Однако факты говорят обратное: объем вылова по сравнению с аналогичным периодом 2014 года в дальневосточных морях вырос на 24 процента…
Кстати, дальневосточные железнодорожники постоянно идут навстречу рыбопоставщикам. Магистраль предоставила услугу по формированию ускоренных рефрижераторных поездов, в которых морепродукты доставляются в европейскую часть РФ за минимально короткие сроки. Формируются поезда на станциях Мыс Чуркин, Угольная в направлении станций Московского и Санкт-Петербургского железнодорожных узлов с возможностью отцепок в пути следования вагонов на транзитных станциях. С начала нынешнего года со станций Дальневосточной железной дороги уже отправлено 55 ускоренных рефрижераторных поездов и перевезено 114 тыс. тонн рыбопродукции. Правда, возможности дороги по отправке ускоренных поездов реализованы с начала года всего лишь на 21%.
Эксперты Дальневосточной железной дороги считают, что снижение перевозок рыбопродукции произошло из-за роста курса доллара. Это привело к тому, что рыба, предназначенная для западных районов России, уплыла в Китай, Южную Корею и Японию.
— Большие расстояния между дальневосточными портами и западными районами страны самым серьезным образом влияют на поставки и цены рыбопродукции, — говорит к.э.н., доцент, замдиректора Приморского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Елена Ивановна Бережнова. – Сами рыбаки отнюдь не жадничают, продавая оптом свои уловы. Горбушу, к примеру, отдают по 80 рублей, кету — по 90 -100, а нерку по 140 рублей за килограмм. Им нет резона демпинговать — надо окупать ремонт судов, топливо, тяжелую работу в море. А рассчитывать, что перекупщики откажутся от 100-процентной прибыли, было бы наивно. Посредники вместе с торговыми сетями и загоняют на предельные высоты цены на дальневосточный лосось. При этом надо учитывать, что 40 процентов рыбной отрасли находится в «тени». Известно также, что многие рыбодобывающие и перерабатывающие предприятия захватили московские компании, которые нещадно эксплуатируют суда и оборудование, вкладывая минимальные средства в их обновление.
Рыбопромышленники и не скрывают, что им выгоднее продавать свою продукцию иностранцам. К тому же в России законодательно созданы условия для выгодного экспорта рыбы. За последние четыре года экспорт водных ресурсов с Дальнего Востока увеличился на 42,9%.
Если раньше экспортную направленность имел только минтай и крабы, то вскоре к ним добавились тихоокеанские лососи и сельдь.
Поэтому, чтобы рыбные продукты стали доступны для каждого гражданина России следует обеспечить экономическую выгоду поставок рыбы на внутренний рынок страны с государственным регулированием доли экспорта.
И тогда, можно быть уверенным, что составы с рыбой пойдут на запад страны. И все меньше российских траулеров прямо в море станут заниматься перегрузом улова на иностранные рефрижераторы, считает Елена Бережнова.
Кстати, еще одна серьезная и острая проблема, о которой говорят из года в год. Это отсутствие современных холодильных мощностей в рыбных портах Дальнего Востока. Имеющийся холодильник во Владивостоке на 74 тыс. тонн, способен вместить рыбопродукции меньше 1 % от аналогичных морозильников южнокрорейских и китайских портов. На весь Хабаровский край имеется только один пристанционный холодильник в порту Ванино на 5 тыс. тонн.
Как считают специалисты Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания, для хранения годового улова рыбы, а это около 3 млн. тонн, планомерной отгрузки ускоренными поездами в течение года в центральные регионы страны на Дальнем Востоке необходимы холодильные мощности на 1 млн. тонн.
На X Международном конгрессе рыбаков во Владивостоке, который прошел в конце августа глава Росрыболовства Илья Шестаков и руководители крупнейших рыболовецких компаний и колхозов со всей страны, главы российских и дальневосточных рыбохозяйственных ассоциаций снова, как и два года назад, говорили о развитии рыбного хозяйства в России. О том, что нужен комплекс мер, которые включают как поправки в законодательство о рыболовстве, так и меры, направленные на снятие избыточных административных барьеров для добросовестных рыбаков, расширение источников кредитования рыбной отрасли, привлечение инвестиций. Все верно, но, к сожалению, все это только намерения. Реализация, как всегда идет со скрипом.
На сегодняшний день и.о. губернатора Сахалинской области Олег Кожемяко, как никто другой разбирается в проблемах рыбной отрасли. Не случайно именно ему президент Владимир Путин поручил возглавить рабочую группу по подготовке заседания Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса страны.
– Первая и самая главная задача, стоящая перед руководством отрасли и рыбацкими предприятиями, – накормить страну рыбной продукцией по доступной цене. В высокой цене виноват не рыбак. Он продает минтай в среднем по 60 – 65 рублей за килограмм, сельдь – по 30 – 35. В торговле же цены вырастают в несколько раз. Минтай уже стоит от 120 до 220 рублей, сельдь – от 60 до 120. Считаю, что, прежде всего, нужно организовать механизм биржевой аукционной торговли, — говорил глава Сахалина.
Второй основной задачей является строительство и модернизация флота, развитие береговой переработки. Если нам всем вместе удастся решить эти вопросы, то рыбная отрасль безоговорочно станет флагманом российской экономики. Причем это нужно и можно сделать в кратчайшие сроки, – утверждал на Восточном экономическом форуме во Владивостоке Олег Кожемяко.
Конечно, дальневосточные рыбаки хотят, чтобы пойманная ими рыба попала на стол россиян. И стараются развернуть свою продукцию на внутренний рынок. Но они не обязаны продвигать ее дальше. Хотя многие компании вынуждены и этим заниматься.
Справка
В Дальневосточном бассейне более 1,5 тысячи добывающих и перерабатывающих судов, что составляет две трети рыбопромыслового флота России. Правда, флот старый, построен 30 – 40 лет назад.
ДВ-РОСС, Дмитрий Латыпов
Добавить комментарий