28 октября во Владивостоке откроются отчётные выставки участников международной арт-резиденции центра современного искусства «Заря» Ирины Затуловской и Сергея Шутова
В основу выставки Ирины Затуловской «Женьшень» легли впечатления от поездки во Владивосток, где она вдохновилась природой, близостью океана и влиянием Востока, в результате чего были созданы две серии работ.
Произведения Затуловской всегда возникают на необычных найденных объектах, хранящих память о своём прошлом, — то на обрезках кровельного железа, то на раме окна разрушенного дома или старой кухонной доске. На Дальнем Востоке вместо холста поверхностями Затуловской служат камни со «Стеклянухи», двери бомбоубежища фабрики «Заря» и найденный шерстяной флаг.
На всех этих предметах возникают образы – лаконичные, простые, иносказательные. Лучше всего про них сказал художественный критик Александр Панов: «Вроде бы пейзаж, а на самом деле — микрокосмос».
Мотивом для первой части выставки Затуловской стала повесть Михаила Михайловича Пришвина «Женьшень». Как и писатель, Затуловская оказывается на Дальнем Востоке в творческой поездке, проникается природой и духом этого места, и создает мудрые лиричные работы, в которых переплелись фантазия художника и образы, навеянные рассказанной Пришвиным историей.
Другая серия работ основана на трактате «Беседы о живописи» китайского художника, поэта и теоретика искусства Ши Тао, жившего во второй половине XVII – начале XVIII веков. Его инновации в живописи были революционными для традиционного китайского канона, которому он бросил вызов.
Затуловская транслирует высказывания восточного мастера, пропуская их через собственную призму и переводя на язык и образное восприятие своего современника.
«Дальневосточные письма» Сергея Шутова
Изначально в проект «Дальневосточных писем» был заложен особенный ритуал. Из каждого города, в котором бывал Сергей Шутов, он намеревался на отельном бланке писать и рисовать письмо – произведение искусства малой формы, — в котором был бы зафиксирован его опыт времени-пространства. Однако в изначальной задумке проект не был осуществлён и оставил только кипу гостиничных бланков из мест, посещённых самим Шутовым или его друзьями.
Во Владивостоке на этих бланках художник делает серию рисунков. На одних мы видим узнаваемые образы: вот таинственный корабль — он шёл на столкновение со шхуной, на которой Шутов рыбачил в ночь своего 60-летия; вот закодированное семафорной азбукой сообщение: «Серёжа и Ира были здесь». На других — визуальное подобие каллиграфического письма, лишённого всякого содержания.
В статье о работе Сергея Шутова художник-концептуалист Никита Алексеев пишет о времени их знакомства в восьмидесятых годах – времени массовой эмиграции.
«Абсурдная и тусклая жизнь» той эпохи обязывала или уезжать или создавать новые «ментально обустроенные» норки, автономные от окружающей реальности, и Шутов создал мир, который способен вместить в себя не его одного. Космос, кибернетика, ядерная физика, психоделическая эстетика – все это объединяется одним вектором, продолжающим импульсы Циолковского, Можайского, Татлина, Королева, Гагарина и других. Все они устремляли взоры людей к небу и космосу, подальше отсюда, стремились отправить нас от мест предопределённой унылости в бесконечное пространство вопросов, оставленных без ответов, потому что «дать исчерпывающий ответ на любой более или менее важный вопрос невозможно».
Шутов всюду «строит» космодромы, его ракеты — покорители вселенной, вдохновлённые волной космического бума 1960-х, — призваны освободить нас от земной пыли и рассеять среди пыли небесной.
Рыболовная шхуна за несколько метров-секунд до столкновения обогнула корму огромного корабля, опасность исчезла, а её силуэт растворился в темноте ночи, как и всё когда-нибудь будет растворено и освобождено.
Дополнительная информация доступна здесь.
Добавить комментарий