«Камчатский край»: в тисках реформы ЖКХ
В споре двух управляющих компаний крайними оказались жители домов, сообщает ДВ-РОСС
Вообразите такую сцену. Сантехники из двух разных организаций приходят в одну квартиру, чтобы выполнить ремонт. Столкнувшись в дверях, они спорят, кто из них вправе сделать эту работу. В ход вот-вот пойдут гаечные ключи и унитазы. Жильцы испуганно жмутся в угол… А можете представить дворников-конкурентов, которые дерутся метлами за право подмести подъезд к дому? Для жителей камчатского посёлка Усть-Большерецк это не фантастика, а реальная жизнь.
Когда-то в Усть-Большерецке существовала одна единственная домоуправляющая организация – унитарное муниципальное предприятие РКЦ, за которым стояли власти района. Это УМП было занято в большей степени сбором денег с населения, чем оказанием услуг.
Затем в качестве альтернативы МУП ЖКХ и «Камчаткоммунэнерго» создали ООО «Большерецкая управляющая компания» (БУК).
В ноябре 2008 года собственники жилья в 13 многоквартирных домах большинством голосов выбрали БУК своей управляющей компанией. Соответствующие договоры были заключены до 31 декабря 2011 года. Новый домоуправитель приступил к работе: убирал подъезды, расчищал снег, впервые за много лет заменил вентили на стояках отопления, восстановил внутридомовое освещение, начал ремонт в подъездах.
Но тут «проснулась» администрация района: как же так, теряем рынок услуг ЖКХ! И вскоре у БУКа появился конкурент – ООО «Большерецкий острог». Далее в упомянутых домах началась агитация за смену управляющей компании. Результат не замедлил себя ждать: весной 2009 года жильцы части домов снова собрались и проголосовали – на этот раз за «Большерецкий острог». С ним был заключен договор на управление домами. Но при этом, прежние договоры с «Большерецкой управляющей компанией» тоже оставались в силе. Никто их не расторгнул – ни БУК, ни жильцы, которые сами толком не разобрались в ситуации, а просто стали пешками в чужой игре.
Летом прошлого года «Большерецкий острог» пытался через арбитражный суд обязать БУК прекратить обслуживание домов. Но суд в удовлетворении этих требований отказал. Прокуратура заявила, что мер для прокурорского реагирования она не видит: пусть жильцы платят кому угодно. Жилищный кодекс не запрещает заключать новый договор на управление домом, не расторгая предыдущий.
В итоге две разные управляющие компании продолжали обслуживать одни и те же дома. Жильцам по началу всё это казалось забавным. Но когда им предъявили счёта, стало не до смеха.
— По прошествии года «Большерецкий острог» стал подавать иски в суд на жильцов за неуплату в тот период, когда мы платили «Большерецкой управляющей компании», – рассказывает Галина Сакаева, житель злополучного дома по Юбилейной, 12-а. – Мировой судья это требование удовлетворил, несмотря на решение арбитражного суда. Теперь ответчики ломают голову над тем, где взять деньги, чтобы ещё раз оплатить уже оплаченные услуги. А в выигрыше остались те, кто в течение этого года вообще не платил за жилищно-коммунальные услуги».
Следующими на очереди будут иски за оплату света и тепла. Ведь кто был посредником между жильцами и тепло- и энергоснабжающими предприятиями, тоже вопрос очень спорный. Стоило бы ещё выяснить, какой из двух управляющих компаний администрация района перечисляла деньги за льготы, которые полагаются отдельным категориям жителей при оплате услуг ЖКХ.
«Уникальная практика Усть-Большерецкого правосудия показывает, что договорные отношения у нас складываются по принципу «кто первый вымыл пол в подъезде», «кто первый принёс квитанцию», «кто первый потребовал деньги за услуги», – комментирует положение дел исполнительный директор Камчатского краевого центра развития ЖКХ Роман Лебедев. – Иски «Большерецкого острога» к жителям спорных домов без особых разбирательств удовлетворяются судом, несмотря на оплату по счетам другой управляющей компании. Может, эту практику внедрить и в других регионах? Это сколько же денег можно будет собирать за ненавязчивый жилищно-коммунальный сервис!»
Возможно, утешением для жителей Усть-Большерецка послужит мысль о том, что их посёлок благодаря этим событиям займет достойное место в истории реформы российского ЖКХ.
Николай Горелов
Добавить комментарий