Сегодня во Владивостоке откроется первая квартирная выставка «Школы современного искусства» — «Вторжение в личное пространство»
4 апреля (понедельник) с 19:30 до 23:00 во Владивостоке пройдет первая квартирная выставка «Вторжение в личное пространство» городской «Школы современного искусства». Об этом передает ДВ-РОСС.
Тема первой квартирной выставки студентов «Владивостокской школы современного искусства» сложилась естественным образом, исходя из предоставленных обстоятельств. Площадкой постоянных еженедельных «выставок одного вечера» для ВШСИ впервые стала жилая квартира, личное пространство человека со всеми атрибутами его проживания и следами быта.
В первую очередь, это вызов для художников – увидеть и вписать свои работы не в «чистое» галерейное пространство, пресловутый white cube, где каждый участник групповой выставки чувствует свою обособленность, где работы «дышат», а стерильность выставочной плоскости способствует, выражаясь тавтологично, более чистому зрительскому восприятию, а в заведомо «шумную», самодостаточную композицию квартиры, живущей интимной жизнью своей хозяйки. В результате арт-интервенции квартира представила собой тотальную инсталляцию, сохранив при этом автономность каждой работы в формате стихийной групповой выставки.
Размещение экспозиции в жилом пространстве, проникновение туда художников, беспрепятственное их попадание в квартиру в периоды отсутствия хозяйки, возможность наблюдать, трогать и перемещать ее личные вещи – все это поднимает вопрос о границах личного пространства человека, о том, где они проходят, начинаются и заканчиваются, насколько они широки и существуют ли они вообще.
С темой слияния и неразличимости личного пространства и окружающей среды работают художницы Женя Елкова, Марина Давидович и Анна Солдатова. Одна в другую проникают две головы в работе Жени Елковой «Два». В своей живописной работе «Наблюдение» Марина Давидович обращает внимание на столкновение частного пространства и неконтролируемого вмешательства в него медийной среды. Современная медийная система построена на узаконивании вуайеристского характера социальных контактов. Информация о человеке открыта и доступна через социальные сети. На каждого можно посмотреть, о каждом можно узнать. В современных медийных условиях власть над личным пространством больше не принадлежит единолично субъекту, а размывается в глобальных социальных связях.
О невозможности «чистоты» личного пространства говорится в работе Анны Солдатовой. Такое повседневное место как ванная комната, где человеку, казалось бы, точно гарантировано уединение, Солдатова до отказа наполняет настенными изображениями посторонних людей, предметами, звуками, образами, всплывающими из памяти, минувшими и запомнившимися впечатлениями, от которых автору трудно отделаться. Вторжение в личное пространство человека происходит перманентно и постоянно, шумы извне и изнутри лишают его возможности побыть в одиночестве с самим собой даже в собственной туалетной комнате дома и создают постоянное давление, усиливая симптоматичное поколению ощущение тревоги.
В работах Дениса Коробова, Виктории Вылегжаниной и Натальи Цымбал прослеживается привнесение в пространство квартиры частички своего личного пространства, смешение чужого пространства со своим. Виктория Вылегжанина в буквальном смысле приносит в чужую квартиру свои личные вещи – мы видим женское белье на стадии сушки после стирки. Это элементы интимного гардероба, роднящие художницу с хозяйкой квартиры лишь по половому признаку, на тему которого Вика и совершает интервенцию в виде фотоснимков, и «прочесть» их не составит труда. Совершенно справедливо белье может быть познано как принадлежащее хозяйке. Мы чувствуем вызов автора общей идее выставки и реверсивное приглашение в свое личное пространство.
«Домашняя» серия Дениса Коробова была снята в самый «домашний» период – новогодних праздников, и представляет собой обстановку и личные предметы его быта. В контексте первой квартирной выставки ВШСИ «Домашняя» серия – это компенсирующий жест в сторону Марии Журавлевой, хозяйки квартиры, это жест, заставляющий художника разделить с ней внутренние ощущения от вторжения.
Работа Натальи Цымбал «Парабола» относит нас к названию горы недалеко от Байкала, возле которой долгое время жила автор и которая стала для нее личным местом силы, внутренним домом. Ее же работа «Запеченное море» – символический подарок, с которым приходят в гости.
Несколько иначе тему вторжения в личное пространство рассматривает Анастасия Есауленко. Для нее «вторжение» – это болезненное вмешательство в жизнь событий, резко меняющих привычный ход вещей: плохих новостей, болезни, смерти, тех событий, что ломают устоявшийся ход вещей. Подобные вторжения болезненны и актуальны для автора именно сейчас и заставляют будто заново искать опору и направление своего движения. Главная опасность для «личного» исходит из стихийного, непредсказуемого характера самой жизни.
Прямо и буквально о границе личного пространства говорит Дарья Козлова. Ее человек, окруженный со всех сторон красным скотчем, находится в непроницаемом коконе. И остается лишь догадываться что это – его защита или его тюрьма.
Главный субъект «вторжения» – Мария Журавлева, хозяйка квартиры – стала героиней серии снимков Антона Лапшина. Антон – единственный участник выставки, обративший внимание на конкретного человека, в чье пространство вторглись художники ВШСИ.
Живая коммуникация всегда происходит за границами личного пространства, в момент встречи с другим. Для участников выставки этим «другим» оказалась Мария, и по иронии она же осталась незамеченной, отошла на второй план. Вторгнуться в пространство-место оказалось проще, чем в человека, в нем живущего. Так произошла ли коммуникация между хозяйкой и участниками процесса при таком обилии импульсивных вторжений?
Владивостокская школа современного искусства с апреля 2016 года объявляет серию еженедельных выставок в artist run space (выставочном пространстве, самостоятельно организованном молодыми художниками и арт-деятелями на месте жилой квартиры) с целью осуществления в сжатые сроки художественной, кураторской и критической работы, а также практики в навыках экспонирования объектов искусства, общения со зрителем и взаимодействия художника с куратором, критиком и наоборот.
Для зрителей еженедельные квартирные выставки ВШСИ – шанс увидеть молодых художников, критиков и кураторов в деле.
Каждый понедельник на один вечер художники ВШСИ будут выставлять по одной работе в маленькой жилой квартире в самом центре Владивостока (подворотня Арбата за баром «Чкалов»), кураторы ВШСИ – содействовать художникам и пробовать организовать авторский кураторский проект, критики – писать по итогам каждого квартирника рецензию или, первое время, серию интервью.
Адрес: Владивосток, ул. Фокина, д. 4г, за баром «Чкалов», внешняя лестница на 2-й этаж, кв. 57.
Вход свободный.
Даты в апреле: 4, 11, 18, 25. Время: 19:30-23:00.
Идея еженедельных выставок совсем не нова и отсылает к галерее в Трехпрудном переулке, где еженедельно в 1991-1993 гг., будучи начинающими художниками, свои работы выставляли Авдей Тер-Оганьян, Валерий Кошляков, Дмитрий Гутов, Юрий Шабельников, Владимир Дубосарский.
Владивостокская школа современного искусства — образовательная и коммуникативная платформа для начинающих художников, кураторов и арт-критиков.
О ВШСИ подробнее в свежем интервью читайте здесь.
Добавить комментарий