Мнение эксперта: размещение китайских заводов на Дальнем Востоке возможно только после тщательной проработки и анализа положительных и отрицательных сторон, ведь речь идет о национальной безопасности России
Редакция ДВ – РОСС обратилась с просьбой к кандидату экономических наук, заместителю директора Приморского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Елене Ивановне Бережновой прокомментировать сообщение о готовности Китая перенести часть своих промышленных производств (строительной индустрии, металлургии, энергетики, машиностроения, судостроения, химической, текстильной и цементной промышленности, сферы телекоммуникаций, сельского хозяйства) на территорию российского Дальнего Востока.
Возникает обеспокоенность от такого масштабного проникновения на дальневосточную территорию экономики соседнего государства. Не пострадает ли от этого дальневосточная экология? И как скажется такая массированная экспансия на суверенитете РФ в этом регионе?
С одной стороны, с учетом сложившейся в настоящее время ситуации в РФ, когда один из основных источников пополнения бюджета – внешнеторговый оборот снизился в 2015 году на 525,8 млрд долларов США или на 33,0%, по сравнению с 2014 годом (784,5 млрд. долларов США) по данным Федеральной таможенной службы РФ, привлечение зарубежных инвестиций должно привести к социально-экономическому развитию территорий Дальнего Востока, поясняет Елена Бережнова.
С другой стороны, историческое развитие территорий Дальнего Востока и негативные тенденции, в настоящее время, связанные со снижением численности населения региона (с 1989 по 2015 год численность населения Дальневосточного округа сократилась на 1755 тыс. человек, с 7950 до 6195 тыс. и продолжает сокращаться — в 2015 году численность населения сократилась в 8 регионах Дальнего Востока, кроме Якутии), данная стратегии развития Дальневосточного региона вызывает опасение. При этом, в связи с тем, что КНР предлагает России экспортировать производственные мощности в 12 приоритетных видов деятельности: в строительную индустрию, металлургию, энергетику, машиностроение, судостроение, сферу телекоммуникаций, сельское хозяйство, химическую, текстильную и цементную промышленность, которые являются достаточно энерго- и трудоемкими, возникает ряд вопросов, решение которых может поставить под угрозу существования остатков вышеперечисленных видов деятельности на российском Дальнем Востоке.
Кроме того, данные виды деятельности требуют значительного вложения в инфраструктурные объекты – обеспечение водой и электроэнергией. Насколько готовы китайские партнеры нести затраты и в смежные виды деятельности с основным производством? Несмотря на заявления китайских партнеров о переносе на территорию Дальнего Востока предприятий «с учетом обязательного соблюдения» российских экологических требований, встает вопрос – насколько это выгодно китайскому бизнесу?
В то же время, конкурентоспособность китайских товаров на слабо развитых рыночных рынках (к которым, к сожалению, в настоящий момент относится и Россия) вызвана достаточно низкой ценой и, соответственно, не очень высоким качеством. При соблюдении всех требований российского законодательства в области экологии, (ведь в погоне за быстрым экономическим ростом, Китай существенно навредил своей экологии) трудового и административного права, снижение издержек возможно в большей части за счет дешевой рабочей силы. Если китайские партнеры будут на свои производства нанимать работников с Дальнего Востока (что маловероятно, так возможно будут отсутствовать определенные специалисты, и если учить российских работников – это приведет к увеличению затрат) можно будет говорить о социально-экономическом эффекте развития территорий Дальнего Востока, в противном случае – речь косвенно идет об экспансии Дальнего Востока населением КНР, так как работники вынуждены будут перевозить свои семьи, в связи с тем, что данные инвестиционные проекты являются достаточно долгосрочными. В свою очередь с учетом низкой плотности российского населения на Дальнем Востоке (1,1 человек на кв. км) это может привести к национальному дисбалансу. В этом случае встает вопрос о национальной безопасности.
Другой вопрос – форма собственности данных производств, от которых напрямую зависит и пополнение налоговой базы территорий: совместные предприятия; предприятия с иностранным капиталом и т.д.
С учетом вышеперечисленного, данное сотрудничество КНР и России и размещение данных производств на территориях Дальневосточного региона, на наш взгляд, возможно только после тщательной проработки и анализа положительных и отрицательных сторон, проведением экономических расчетов и оценкой не только экономической, но и социальной эффективности данных инвестиционных проектов.
ДВ-РОСС
Добавить комментарий