Ученые обратили внимание участников Конгресса рыбаков на недоиспользуемые объекты
Заместитель директора ТИНРО-Центра Алексей Байталюк выступил с докладом по перспективным объектам промысла, которые по словам ученого, составляют значительный резерв для увеличения вылова на Дальневосточном бассейне, передает ДВ-РОСС со ссылкой на пресс-службу ТИНРО-Центра.
Стабильный объем добычи порядка 3 млн. тонн, установившийся после 2008 г., в первую очередь формируется за счет минтая (52-55% от общего вылова ), а также сельди и лососей, камбал и трески. Освоение этих объектов в целом превышает 60-80% и именно их вылов определяет основные финансовые результаты отрасли.
Тем не менее существует значительная ресурсная база маловостребованных промыслом объектов, к которым относятся головоногие моллюски, пелагические рыбы, двустворчатые и брюхоногие моллюски, морские водоросли и даже промысловые ракообразные – глубоководные крабы и мелкие креветки.
Анализ причин их недоосвоения позволяет ученым делить эти объекты на три группы.
К первой группе относятся традиционные, хорошо изученные виды, добыча которых ведется существующими орудиями лова. Причина их недолова кроется в ограниченном рынке сбыта, наличии нераспределенных объемов и низкой заинтересованности рынка в ассортименте продукции. В эту группу входят как самые популярные объекты промысла – минтай, сельдь, треска, камбалы, так и малоосваиваемые – морские водоросли, чей вылов составляет всего 3-5% от рекомендованных объемов. В целом, именно эти виды являются ближним резервом промысла, полное освоение которых позволит поднять объем вылова на бассейне на 10-20%.
Вторая группа – это недостаточно изученные для организации устойчивого рыболовства водные биоресурсы. Хотя интерес промышленности к этим объектам есть, темпы прироста их освоения остаются неустойчивыми. Это связано и с тем, что их добыча является предметом предпринимательского и финансового риска для отдельных компаний. Ресурсы II группы в ряде случаев недооценены, в том числе и из-за значительных колебаний запаса и невозможности проведения регулярных исследований. К этой группе можно отнести макрурусов, глубоководных крабов, мелкие виды креветок, а также ресурсы восточного сектора Арктики.
Не меньшей интерес представляют и объекты III группы, с высокими в последние годы запасами, но их промысел требует организации поисковых работ и другой масштабной научно-информационной поддержки. Сюда ученые включают далеко мигрирующих рыб – сайру, японского анчоуса и морского леща, а также сардину-иваси и скумбрию. Для большинства этих объектов характерны значительные флюктуации, а их вылов зависит от целого комплекса природных факторов
Начавшийся в этом году промысел сардины и скумбрии, хоть и стал знаковым событием для Дальнего Востока, но все же пока является «каплей в море», так как даже по осторожным оценкам, рекомендуемый вылов дальневосточной сардины на бассейне составляет 50 тыс. тонн, а скумбрии – 100 тыс. тонн.
Стоит отметить, что по теме проблем недоосвоения перспективных объектов, Росрыболовством было проведено несколько совещаний, где наука неоднократно озвучивала эти тезисы и выступала с предложениями.
Алексей Байталюк подчеркнул, что речь идет не только об увеличении объемов вылова, но и о развитии глубокой переработки биоресурсов. Многие рыбные и нерыбные объекты являются перспективными для производства стартовых и продукционных кормов, пищевых биологически активных добавок и другой продукции. В разработке и совершенствовании этих технологий промышленности готова помочь отраслевая наука.
Добавить комментарий