Top.Mail.Ru

Истории Владивостока. Первые воздухоплаватели

Как развивалось воздухоплавание во Владивостоке и кем были отважные первые «романтики неба»? В нашем новом материале в рамках проекта «Истории Владивостока» мы расскажем о воздухоплавателях начала ХХ века, первых пробных полетах на аэростатах воздухоплавательного парка Морского ведомства и жизни воздухоплавательной роты крепости Владивосток.

Вы узнаете о знаменитых летчиках, посещавших Владивосток в начале ХХ века, и о показательных полетах на аэропланах на городском ипподроме в районе современной улицы Спортивной, передает ДВ-РОСС со ссылкой на пресс-службу администрации Владивостока.

Аэростаты над морем и крепостями

Во Владивостоке развитие воздухоплавания было крепко связано с флотом и военными частями. В 1904 году инициатором создания морского парка воздухоплавания выступил командующий Владивостокского отряда крейсеров, вице-адмирал Карл Иессен. Подразделение состояло из шести сферических аэростатов, которые базировались на ипподроме в Гнилом углу (ныне — Спортивная, позже здесь построили стадион КТОФ, сейчас на этом месте рынок), но уже летом 1904 года воздухоплаватели переместились на Эгершельд. Здесь были казармы, бани, мастерские, станция по производству водорода.

Команда из 20 человек под руководством Фёдора Постникова изучала преимущества и недостатки обороны Владивостокской крепости, наблюдала за морем, проводила поиск японских минных заграждений, вела метеорологические наблюдения, аэрофотосъемку. Совершали и свободные полеты, порой удаляясь от Владивостока на сотни километров. Вскоре на смену сферическим аэростатам пришли змейковые, более стойкие и управляемые, их активно использовали в полетах над бухтой Золотой Рог.

К концу 1904 года воздухоплавательные роты были созданы фактически при всех военных крепостях России. Первый такой батальон Владивостокской крепости возглавил полковник Александр Кованько. Под его командованием во время русско-японской войны аэростаты использовались для наблюдения и разведки при действиях сухопутных армий в Маньчжурии: вблизи боевых позиций с высоты 800–1000 метров линия фронта просматривалась на 16 верст и в глубину – около 7 верст.

С первых же полетов воздушных разведчиков японцы поняли, какую опасность представляют аэростаты, и открывали огонь сразу после их подъема. Попытка использовать аэростаты предпринималась и в Порт-Артуре, причем не только русскими, но и японскими военными.

На рубеже 1910-х годов во Владивостоке базировалась уже не рота, а Сибирский воздухоплавательный батальон численностью примерно 280 человек.

Пионеры русской авиации служили во Владивостоке

Легендарный русский летчик, основоположник высшего пилотажа Пётр Нестеров служил во Владивостоке инженером девятой восточной сибирской стрелково-артиллерийской бригады в саперной части, именно им подчинялись воздухоплавательные роты.

Свои первые полеты, пока еще на аэростате, Нестеров совершил в 1907 году в районе форта № 6 на станции Седанка. Тогда же он впервые предложил попробовать использовать воздушные шары для корректировки артиллерийской стрельбы. Стрельбы с применением привязного аэростата превзошли все ожидания.

После отъезда из Владивостока он перешел в авиацию и вошел в золотой список русских авиаторов. Фигура высшего пилотажа, которую многие знают как «мертвая петля», в России имеет второе название – «петля Нестерова». Потому что именно Пётр Николаевич смог первым в мире её выполнить.

Служил в воздухоплавательной роте 1907-1908 гг. во Владивостоке и первый летчик русской армии Евгений Руднев. После службы во Владивостоке он освоил французский аэроплан «Фарман», а затем стал инструктором и начал обучать других. На самолете он установил два рекорда: посадил самолет с 11 саженей и находился в воздухе более часа. На тот момент эти достижения были выдающимися. В 1914 году Евгений Владимирович испытывал биплан «Илья Муромец» – первый в истории серийный многомоторный бомбардировщик.

Аэростаты и аэропланы на Спортивной

Параллельно во Владивостоке шло активное развитие гражданского воздушного флота. На построенном в 1902 году ипподроме в районе современной улицы Спортивной проводились полеты для всех желающих.

В 1909 году здесь открыли филиал Императорского всероссийского аэроклуба, тогда же появился Владивостокский кружок любителей воздухоплавания. Среди целей его работы были популяризация воздухоплавания, подготовка пилотов и строительство планеров. При этом вступить в клуб можно было только по рекомендации и членство было совсем не дешевым: 100 рублей стоило пожизненное членство, 5 рублей – единовременный взнос и 12 – ежегодный.

В мае 1911 года из Петербурга через Сибирь и Маньчжурию во Владивосток поездом прибыл летчик Яков Седов, который начинал механиком у первого пилота России Михаила Ефимова. С собой он привез в разобранном виде аэроплан «Фарман», который ему подарил Ефимов. 9 мая 1911 года на «Фармане» он поднялся в небо над Владивостоком» на высоту 50 метром. На следующий год, в августе 1912 года, владивостокское небо покоряли уже члены местного аэроклуба, которые успели за это время завести свой собственный аэроплан.

Полеты над Второй Речкой

К 1913 году в воинских соединениях Владивостокского гарнизона уже вовсю действовал авиаотряд. В мае для встречи военного министра России генерала Владимира Сухомлинова в районе Второй Речки был устроен огромный плац, где могли выстроиться все части. Авиационную группу Сибирского воздухоплавательного батальона возглавлял штабс-капитан Михаил Никифоров. Пилоты совершили перелеты по маршруту Спасское — Никольск-Уссурийский — Владивосток, а также на Ханку, в Шкотово и другие уголки края.

Дальнейшее свое развитие аэродром на Второй Речке получил через несколько лет после окончания гражданской войны. Постоянно совершенствуясь, он просуществовал до конца 50-х годов, пока здесь не развернулось строительство нового городского микрорайона и промышленных предприятий.

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика