Месторождение редчайшего металла, в котором остро нуждается страна, и который из недр Земли людям доставляет курильский вулкан Кудрявый, похоже, мало кого интересует
Проблема Курильских островов регулярно становится одной из «горячих» новостей СМИ. В свое время российские дипломаты неосторожно дали повод японскому правительству надеяться на пересмотр итогов Второй мировой войны. Токио незамедлительно воспользовался этим. Одним из «весомых» доводов, выставляемых японской стороной, является то, что «Курильские острова России не нужны, что эти пустынные, никем не заселенные острова Россия сохраняет за собой только в качестве престижа». Но японское правительство, мягко говоря, лукавит. Курильские острова, точнее, один из них – остров Итуруп, представляет интерес, прежде всего, с экономической точки зрения.
Своими размышлениями о судьбе уникального месторождения редкого металла рения на острове Итуруп поделился его первооткрыватель доктор геолого-минералогических наук Генрих Штейнберг.
По словам учёного, рений сегодня – самый дефицитный в России металл, пишет газета научного сообщества «Поиск». После распада СССР все месторождения, где его можно было добывать, оказались на территории ныне самостоятельных государств. Но России повезло – Бог послал ей вулкан Кудрявый. Именно здесь в 1992 году советские геологи из Института вулканологии и геодинамики РАЕН нашли сначала новый минерал – сульфид рения, названный рениитом. Внешне рениит напоминает молибденит, но содержание рения в нём достигает 80%. Прошло немного времени, и ещё одно открытие. Оказалось, что на вулкане Кудрявый рений можно добывать не из медных или молибденовых руд, где он находится в рассеянном состоянии в других минералах, а… из воздуха, точнее, из вулканических газов, ежегодно выносящих из глубин Земли в атмосферу тонны рения, индия, селена, теллура, кадмия, таллия, германия и других редких металлов.
Вулкан Кудрявый, расположенный на севере острова Итуруп, – один из самых красивых вулканов на Курилах, пишет Михаил Бурлешин. Места эти малозаселённые, вулкан ведёт себя тихо, и поэтому им особенно не интересовались. Изредка там появлялись учёные постсоветкого Института вулканологии и геодинамики РАЕН, одной из задач которого был мониторинг действующих вулканов, расположенных на Курильских островах, и прогноз на основании полученной информации их извержений. Мониторинг осуществляется путём регулярных замеров изменения состава и температуры вулканических газов на специально оборудованных площадках на склоне вулканов. В октябре 1989 года, как раз перед извержением Кудрявого, отряд вулканологов побывал на острове Итуруп и оборудовал очередную площадку наблюдений.
Проводить такие исследования на склонах действующих вулканах сложно, а порой и опасно. Во-первых, температура газов достигает 300-600 градусов. Во-вторых, в их составе имеются сернистые и хлористые газы. В-третьих, необходимо проводить эти замеры строго в одном месте на специально оборудованной площадке.
Вблизи кратера Кудрявого, на участке, где через рыхлые породы просачивались вулканические газы, была зарыта керамическая труба. Благодаря трубе пробы отбираются строго в одном месте и никакие побочные факторы на их состав и температуру не влияют. Выглядит эта, казалось бы, простая работа следующим образом. Человек в противогазе с лопатой в руках подбегает к выбранному месту, делает два-три копка и отбегает в сторону, чтобы «остудиться». Его место занимает другой. И так до тех пор, пока яма для установки трубы не будет иметь нужную глубину.
Когда Генрих Штейнберг в очередной раз копнул землю, неожиданно под лопатой блеснул минерал. Сначала учёные решили, что это молибденит. На Курилах в вулканических породах этот минерал был неизвестен, поэтому его образец был отдан на анализ учёным Института экспериментальной минералогии из подмосковного города Черноголовка. Так был открыт нигде больше не встречающийся минерал рениит. Теперь его образцы, взятые на вулкане Кудрявый, можно увидеть в минералогических и геологических музеях России и других стран.
Но практический интерес для промышленности имел не сульфид рения, запасов которого на Кудрявом было немного, примерно 10-15 тонн, а рений, содержавшийся в вулканических газах. Во-первых, рений не зря называют металлом высоких технологий. В последние годы потребности в нём, особенно в электронной промышленности, ракетостроении и самолётостроении быстро растут. Во-вторых, этот металл не имеет собственных месторождений. Его добывают попутно с молибденом, медью, причём выделить его из этих руд технологически сложно и дорого, а вулкан Кудрявый можно, по существу, рассматривать как огромную обогатительную фабрику, созданную самой природой. В-третьих, сегодня во всем мире добывается порядка 41 тонны рения. А официально утверждённые Центральной комиссией по запасам Министерства природных ресурсов (МПР), «динамические» запасы рения в месторождении вулкана Кудрявый составляют 36,7 тонны в год! Поэтому вулкан может поставлять этот редкий металл в объёмах, практически обеспечивающих нужды всего мира.
За время, прошедшее с момента открытия месторождения на острове Итуруп, уже разработана и, главное, практически опробована в 2003 году на вулкане Кудрявый технология извлечения рения из вулканических газов. Своей простотой она существенно отличается от использующихся сегодня на заводах для извлечения рения из других металлов, в которых он рассеян.
На вулкане был собран лабораторный макет такой установки. Он представлял собой небольшой деревянный короб с площадью основания около 9 квадратных метров, перекрывающий поле выхода вулканических газов. Из него в сторону отведена десятиметровая труба. Для создания «напора» вулканического газа в конце трубы был поставлен вентилятор-дымосос. Дальше газ проходил через ёмкость с цеолитом. Цеолит промывался серной кислотой. Образующийся сернокислый раствор, содержащий рений, затем прогонялся через ионообменную смолу.
После того как принципиальная возможность добычи рения из вулканических газов была доказана, был проведен следующий эксперимент. Для доказательства реальности промышленной добычи рения из вулканических газов одна из запатентованных установок была использована в масштабном полупромышленном эксперименте. Вулканический газ пропускался через ёмкость, заполненную адсорбентом, в качестве которого использовался цеолит с Лютогского месторождения на Сахалине. Чтобы адсорбент не создавал эффекта пробки, в систему был включен дымосос, компенсировавший давление, создаваемое адсорбентом. Масса цеолита составляла около 300 килограммов, то есть была на пять порядков больше, чем в экспериментах лабораторного масштаба, где его масса не превышает 10-30 граммов.
Проведённые дальнейшие исследования на вулкане Кудрявый показали, что вулканологам очень повезло. Они обнаружили рениит на первой площадке, созданной для мониторинга. И именно эта находка натолкнула их на проведение экспериментов по извлечению редкого металла из вулканических газов. Рениевая минерализация установлена только на первом участке, где температура газа была 450-500 градусов. На остальных участках содержание рения в вулканических газах высокое, но рениевой минерализации, которая удивила геологов и заставила проводить дальнейшие исследования в этом направлении, не было.
Кроме рения в газах Кудрявого содержатся и другие редкие и драгоценные элементы: индий – вынос более 500 тонн в год, германий – около 100 т/год и золото – 1 т/год. В экономическом балансе элементы представлены в таком соотношении: индий – 46%, германий – 34%, рений – 16%, золото – 4%.
Особый интерес для страны представляет в этом перечне рений. Это месторождение может, как уже упоминалось, обеспечить потребности в этом редком минерале не только России, но и других стран. Стоимость рения, извлекаемого из вулканических газов Кудрявого за год, может составлять приблизительно 20-25 миллионов долларов.
К сожалению, работы, направленные на освоение уникального месторождения рения, открытого ещё в 1993 году, так и не начались.
Разведочные работы выполнялись за счёт института и привлечённых средств. Проект, прошедший государственную экспертизу в МПР и рекомендованный к реализации, был рассчитан на семь лет и стоил в то время около 20 миллионов долларов, что для месторождения очень немного. Сегодня стоимость работ значительно возросла, расчёты, сделанные первооткрывателями, показывают, что погашение инвестиций возможно за два-три года после выхода на плановую добычу.
Но завода по производству рения на российском острове Итуруп так и не появилось. В 2003 году инвестор – олигарх, решивший вложить свои средства в добычу металла, необходимого стране, продал своё предприятие. Новый хозяин решил, что вкладывать средства в освоение месторождения ценного сырья – дело рискованное. Разрешение на экспорт могли не дать, ссылаясь на стратегический характер сырья, а цену на внутреннем рынке установить директивно, и тогда добыча стала бы нерентабельной…
Интерес к уникальному месторождению на Кудрявом проявляли в свое время губернаторы Сахалина В.Федоров, И.Фархутдинов. Руководители Министерства природных ресурсов В.Орлов и Б.Яцкевич тоже не остались равнодушными. Но реальных шагов для добычи рения сделано не было.
Сегодня о необходимости развивать экономику Дальнего Востока говорят много. Однако в федеральную программу «Социально-экономическое развитие Курильских островов» освоение месторождения рения не включили, подтвердив, по сути, японский тезис об»отсутствии на Южных Курилах экономически важных для России объектов».

Это месторождение у меня в проекте после Третьей Мировой войны и уничтожения Западной Финансовой системы, чтобы под ногами не путалась у меня.
Полагаю, что сегодня ни один олигарх, ни один инвестор самостоятельно не возьмется за создание производства по добыче редкоземельных элементов на Курилах, в частности на Итурупе. Такое под силу только государству, поскольку надо создать не только производство, но и инфраструктуру, и транспорт и всё остальное. Думаю, что надо создать соответствующую структуру в «Ростехе» или самостоятельное государственное предприятие, выделив необходимые средства и найти энергичного умного руководителя. Ведь если дело пойдет, а оно не может не пойти успешно, то начнется соответствующая работа по РЗЭ (и не только) и на других островах. Нельзя же постоянно сидеть на импорте и ожидать, когда он вдруг внезапно прекратится, как было уже не раз и еще будет не раз.
Одновременно надо возобновить многие работы в Магаданской области. Там есть, чем заниматься. И не будет разговоров об оттоке рабочей силы.