История и культура коренных народов Дальнего Востока собрала на Сахалине учёных Европы и Азии
50 учёных из Японии, Нидерландов и России собрал нынешний, третий форум, сообщаеет «Советский Сахалин». Он проводится с интервалом в 10 лет в Южно-Сахалинске в память о выдающихся дальневосточных этнографах. Участники конференции обсуждают актуальные вопросы древней и средневековой истории Сахалина и сопредельных дальневосточных территорий, изучения и сохранения языков этносов, современного социального и культурного развития народов Дальнего Востока.
Накануне в областном краеведческом музее открылась этнографическая выставка. Символично, что она называется, как и одноименная картина нивхского художника Сергея Гурки: «Надо спешить», пишет Людмила Степанец. Экспозиционеры сделали акцент на том, что время быстротечно, в условиях глобализации стремительно утрачивается самобытная культура народов, которую надо сохранять по примеру Льва Штернберга и Бронислава Пилсудского.
На Сахалине с пиететом относятся к их культурному наследию. И есть тому объяснение. Если большинство исследователей приезжало в экспедиции на остров уже сложившимися учёными, имевшими научные труды и авторитет в академических кругах, то у Л. Штернберга и Б. Пилсудского путь в науку начался на острове. Сахалин на 10 и 15 лет стал для них не только каторжной тюрьмой, но и своеобразным университетом и научной лабораторией по изучению культуры и языка нивхов, айнов и уйльта.
– Судьбы этих учёных пересеклись на сахалинской земле, – рассказывает хранитель музея К. Черпакова. – Физически они были не свободны, но моральный выбор у них был. Они хотели быть полезными в этом несвободном мире и выбрали путь подвижничества и просветительства. Они принимали участие в создании и открытии первого на острове краеведческого музея в посту Александровском, учили нивхских детей счёту, изучали жизнь аборигенов изнутри, а не по книгам и энциклопедиям, собрали уникальные археологические и этнографические коллекции и материалы по языку, фольклору, религиозным верованиям аборигенов. Областной краеведческий музей хранит часть их бесценных сборов.
Министр культуры области И. Гонюкова отметила значительный вклад этих этнографов в мировое культурное наследие, которое и сегодня востребовано учёными разных стран. С точки зрения ведущего научного сотрудника института наследия Б. Пилсудского М. Прокофьева, исследователи совершили научный подвиг. В тяжелейших условиях они передвигались по бездорожью, где на лошадях, где верхом на оленях, совершали дальние переходы от стойбища к стойбищу. Собранные ими материалы, даже по меркам сегодняшнего дня, впечатляют и поражают масштабом сделанного.
Представительница северян А. Начеткина предложила установить памятную доску Л. Штернбергу в селе Виахту Александровск-Сахалинского района, где он жил и работал.
– Ведь мы, нивхи, изучаем историю своего народа по Штернбергу, Пилсудскому и трудам других учёных, – добавила она.
Интересная деталь: в 1901 году Императорское русское географическое общество высоко оценило труды Льва Штернберга и удостоило его серебряной медали. В 1920-е годы он работал в музее антропологии и этнографии Академии наук, был профессором Ленинградского университета, деканом географического института, инициатором создания рабфака при комитете по содействию народам Севера. Написал более 100 работ по этнографии и лингвистике, впервые описал структуру нивхского языка, стал одним из основателей советской научной этнографической школы.
Бронислав Пилсудский оставил на Сахалине не менее яркий след. Помимо глубоких научных изысканий он занимался врачеванием местного населения, первым открыл айнскую школу в селении Найбучи на берегу залива Терпения.
Экспозиция «Надо спешить» даёт представление об уникальных коллекциях этнографов, их рукописях, печатных изданиях, фотографиях аборигенов, предметах быта северян, айнской женской одежде. Яркий национальный колорит торжественной церемонии открытия выставки придали выступления юных участников нивхского этнокультурного центра «Люди Ых-мифа».
Международная конференция и выставка являются частью проекта «Описывая историю человечества», который реализуется при финансовой поддержке оператора проекта «Сахалин-1» компании «Эксон Нефтегаз Лимитед».
Людмила Степанец
Наша справка:
Брони́слав Пётр Гиня́тович Косьче́ша Пилсу́дский (Бронисла́в О́сипович Пилсу́дский, польск. Bronisław Piotr Piłsudski) родился 2 ноября 1866 года. Польский деятель революционного движения и этнограф; брат Юзефа Адама Пилсудских.
Родина Пилсудского – Зулов (лит. Zalavas) находится в нескольких километрах от места рождения Дзержинского под Вильной. Его отец во время восстания 1863 года был комиссаром Национального правительства («Жонд народовы») в ковенском уезде, мать Мария Биллевич из известного литовского рода. С 1874 семья жила в Вильне. Вместе с братом Юзефом в 1882 году основал патриотический кружок самообразования Spójnia, занимавшийся доставкой из Варшавы польских книг, в том числе социалистических и естественнонаучных изданий.
В 1886 выехал в Санкт-Петербург и поступил на юридический факультет университета. Участвовал в подготовке Народной волей покушения на императора Александра III в 1887 году. Был, как и Александр Ульянов, осуждён на смертную казнь, но помилован и приговорён к 15 годам каторжных работ на Сахалине.
На Сахалине в 1891 году познакомился с этнографом Л. Я. Штернбергом, также пребывавшим в ссылке. Вместе с ним изучал сахалинских нивхов, записывал нивхский фольклор, собирал этнографическую коллекцию.
После 10 лет каторги был переведён в разряд ссыльно-поселенцев (1897). C 1898 года работал в Владивостоке в музее Общества изучения Амурского края. В 1902—1905 годах по поручению Академии наук занимался на Сахалине изучением айнов, гиляков, ороков — среди прочего производил уникальные записи на восковых валиках песен и речи айнов, составил словари (свыше 10 тысяч слов айнского языка, 6 тысяч языка гиляков), запечатлел на фотографиях типы аборигенов. Написал труд «Фольклор сахалинских айнов».
Вернулся в Польшу в 1905; обосновался в Кракове. После начала Первой мировой войны выехал в Швейцарию. В конце 1917 переехал в Париж, где 17 мая 1918 года утонул в Сене. Современники полагали, что он покончил с собой.
Лев (Хаим-Лейб) Яковлевич Штернберг. Российский и советский этнограф, член-корреспондент АН СССР, профессор Петроградского (Ленинградского) университета.
Родился 21 апреля 1861 года в Житомире. Будучи студентом физико-математического факультета Петербургского университета, а потом юридического факультета Новороссийского университета, Л. Я. Штернберг работал в революционных кружках. За активное участие в народовольческих организациях был арестован и весной 1889 года, после трёхлетней отсидки в одесской центральной тюрьме, сослан на Сахалин.
Во время ссылки подробно исследовал общественный строй, религиозные воззрения и обычное право нивхов (гиляков), сахалинских и амурских, айнов и различных тунгусо-манчжурских племён. Л.Я. Штернбергу удалось открыть и подробно описать классификаторскую систему родства и реально ещё бытующие пережитки группового брака у гиляков, а также у орочей.
С 1901 года работал в Музее этнографии и антропологии в Санкт-Петербурге. Преподавал на этнографическом отделении Государственного географического института, а позже Ленинградского института истории и литературы.
Доказывал единство человечества с позиций эволюционизма, внёс значительный вклад в изучение первобытной религии (представления о сверхъестественных «хозяевах», «избранничестве», схема этапов эволюции верований и др.).
Арестован в феврале 1921 года. Освобожден по ходатайству Максима Горького.
Скончался 14 августа 1927 года, похоронен на Преображенском еврейском кладбище Ленинграда.
Добавить комментарий