На Камчатке прошёл Вечер памяти, посвящённый народным ополченцам – героям русско-японской войны на полуострове
Эти слова сказал кто-то из потомков русских ополченцев, которые с оружием в руках отразили нашествие врага в 1904-1905 годах. И они очень точно выразили суть всего, что происходило и происходит на Камчатке спустя столетие после тех позорных в целом для России событий, результатом которых стал Портсмутский мирный договор, открывший японцам свободный доступ к камчатскому лососю.
Но то, что Камчатка по итогам Портсмутского мирного договора 1907 года осталась в составе Российской империи (в отличие от Сахалина), – целиком и полностью заслуга её населения, которое с оружием в руках встретило японских «хищников» от мыса Лопатка до реки Воямполка (на северо-западе) и реки Русаковой (на северо-востоке). И везде гремели бои «местного» значения. И везде японцам приходилось спасаться бегством, несмотря на то, что в устье реки Озёрной был высажен десант из ста пятидесяти отставных унтер-офицеров японской армии, которые должны были победным шагом промаршировать через всю Камчатку, призывая к покорности и верности её население, в первую очередь бежавших с островов Шумшу и Парамушир, спасавшихся от японской оккупации и последующего геноцида курильцев (айну), которые осели в южнокамчатских селениях Явино и Голыгино.
Именно явинцы и голыгинцы, курильские камчадалы и русские старожилы – Бутины, Игнатьевы, Сторожевы, Мерлины, Притчины, Астафьевы, Дектяревы, Коневы – навечно прославили свои имена в тех боях, именно они обхитрили и взяли в плен командира японского десанта отставного лейтенанта императорского флота Сечу Гундзи, который несколько лет под видом приказчика Камчатского промышленного общества специально изучал Камчатку и её народ, строил на острове Шумшу военно-стратегические планы, чтобы в 1904 году объявить Камчатку территорией Японии (в краевом краеведческом музее хранится доска со следующей надписью: «Смысло на этой тын писаних слов: именно это земля уже принадлежит Японии, поэтому кто кого трогай будут убиты. Командир японской войска Сечи Гундзи»).
Обо всём об этом рассказано в фильме Дальневосточной киностудии «Далёкая, отважная земля» (автор сценария и режиссер Владимир Василиненко, оператор Альберт Самойлов), премьера которого состоялась 4 ноября в День народного единства в Усть-Большерецке.
Премьера фильма была одной из частей минифестиваля «Сохраним лососей ВМЕСТЕ!», который был организован в Усть-Большерецке Общественным Лососёвым Советом при главе администрации Усть-Большерецкого муниципального района. В фойе районного Дома культуры была представлены, специально подготовленные к этому событию стенды «Великие лососёвые реки Камчатки», которые потом были переданы в местный краеведческий музей, а также стенды, посвящённые первому в России лососевому заказнику «Коль» и фотовыставка, посвящённая Командорскому заповеднику. Завершил минифестиваль концерт земляков одного из участников событий русско-японской войны 1904-1905 гг. ламута Банакана Конока – эвенский национальный ансамбль «Нулгур» (художественный руководитель Галина Федотова).
А теперь вернемся к событиям русско-японской войны и тем ее последствиям, ответственность за которые и по сей день лежит на жителях Камчатки.
Об этом говорил Роман Георгиевич Гранатов, председатель Комитета по рыболовству Законодательного Собрания Камчатского края, член Общественного Лососевого Совета.
«С огромным чувством гордости за наших предков посмотрел я этот документальный фильм о событиях русско-японской войны. С той поры утекло уже более ста лет. Но та война, которая была начата в целях обладания самой главной ценности нашего полуострова – её лососёвых богатств – не окончилась и по сей день.
Чем завершилась русско-японская война? Мы её проиграли. Мы отстояли Камчатку, как российскую территорию. Но мы вынуждены были отдать японцам значительную часть рыбных богатств Камчатки. И только в 1945 году, после победы над Японией во Второй мировой войне, Камчатка освободилась от японцев и стала, как всем тогда казалось, полновластной хозяйкой своих лососёвых ресурсов. Но ненадолго – в середине 1950-х годов на полуостров обрушилась беда, последствия которой были просто катастрофическими и многие из вас, сидящих в этом зале, помнят о том, что произошло на побережье в 50-70-х годах прошлого столетия, когда закрывались рыбокомбинаты, распускались рыболовецкие колхозы, разъезжались люди, бросая свои дома на побережье. Многие это помнят. Но не все знают истинные причины произошедшего. Сегодня мы их знаем – это крупномасштабный дрифтерный промысел тихоокеанских лососей, которые осуществляли японские рыбаки, перекрывая «стенами смерти», как называют дрифтерные сети, проход лососям к нерестовым рекам.
Дрифтерный промысел нанёс страшный удар по прибрежному рыболовству. Если кто помнит – практически через каждые пять-десять километров на побережье стояли заводы, рыбные базы, посёлки, в которых жили люди. Десятки тысяч людей.
Это была трагедия для Камчатки.
Но до сих пор мы не можем победить дрифтер. Более того, Россия, которая испытала на самой себе всё то плохое, что несёт крупномасштабный дрифтерный промысел, слепо, вслед за японцами, организовала свой отечественный дрифтерный промысел. Мы боремся против этого, но победить, к сожалению, пока не можем. Нужна поддержка населения. Мы собирали в 2009 году подписи, но, к горькому нашему сожалению, собрали их недостаточно. Люди, никогда не видевшие, что такое дрифтерный промысел, не понимают, не осознают, не представляют, какие страшные последствия могут быть связаны с этим видом промысла. Поэтому мы и надеемся на поддержку тех людей, той части местного населения, которое пережило уже лососёвую трагедию камчатского побережья в 50-70-х годах, и понимает насколько всё это серьёзно.
Более ста лет назад ополченцы Камчатки с оружием в руках выступили на защиту лососёвых богатств полуострова. Сегодня нашим лососёвым рекам грозит не меньшая опасность. И от нас с вами, живущих на этой земле, зависит, сохраним ли мы то природное наследие, которое охраняли, защищали, жертвуя своим здоровьем и жизнью, наши предки. Они показали нам пример, который мы должны оценить по достоинству. Это пример не только мужества и героизма, но и пример истинной сыновней любви к земле, на которой ты родился и вырос, которая тебя вскормила и вспоила.
Это пример, который достоин для подражания. И очень здорово, что в Усть-Большерецком районе начал действовать сегодня Общественный Лососёвый Совет, главной задачей которого тоже является сохранение наших общих богатств – камчатских лососей. Это очень высокая и благородная миссия.
И наши земляки, герои этого фильма, которых мы только что видели на экране, они, я уверен, по достоинству оценили бы ту работу, которую начали жители Усть-Большерецкого района под девизом «Сохраним лососей ВМЕСТЕ!». Вместе мы – сила. Вместе, я уверен, мы победим дрифтер, отстоим нашу прибрежку, сохраним за Камчаткой звание «рыбного цеха» нашей страны».
Дрифтерный промысел – это следствие нашей неоконченной войны с японцами за обладание лососёвыми богатствами Камчатки. Но в той войне, оказывается, не щадили, прежде всего, своих. Как и в 1907 году, в 1956 году Никита Сергеевич Хрущев разменял свои обещания передать Южные Курильские острова Японии на дрифтерный лосось. И двадцать лет подряд японцы наращивали дрифтерный промысел, уничтожая под корень камчатскую прибрежку. Более того, в 1958 году Советское правительство ввело запрет для местного населения на промысел лососей для личного потребления. И вот уже более пятидесяти лет это право местного населения на рыбу, как продукт питания, не восстановлено. И каждый, кто этот запрет пытается преодолеть, считается браконьером. Каждый житель Дальнего Востока, рождённый после 1958 года. Каждый житель России, кто поселился на дальневосточном побережье после 1958 года.
Как преодолеть это вето? Как восстановить справедливость, прописанную в Конституции Российской Федерации о том, что природные ресурсы охраняются и используются для обеспечения жизни и деятельности населения, проживающего на данной территории? А на территории Усть-Большерецкого муниципального района, самого рыбного района Камчатки, о чём с горьким сожалением говорил глава района Игорь Леонидович Бондарь, в период лососёвой путины, когда ставятся исторические рекорды по вылову тихоокеанского лосося, свежую рыбу невозможно купить, так как её нет в продаже. Пенсионеры остались нынешним летом без рыбы, выпрашивая у представителей местной власти хотя бы по два «хвоста», но у власти нет полномочий наделять старожилов района рыбой для обеспечения пенсионерам их права на жизнь.
Право на рыбу для личного потребления местным жителям – это одно из главных требования Общественного Лососёвого Совета. Это законное право, это конституционная норма, которая не только НЕ ДЕЙСТВУЕТ, но обрекает своим бездействием местных жителей на браконьерство, так как лосось является основой для существования этих людей, благодаря ему люди на побережье выжили в самые трудные и голодные годы.
Конечно, с криминальным браконьерством нужно бороться всем обществом, как и с дрифтерным промыслом. Но при этом нельзя выплескивать вместе с водой ребёнка — местного жителя, который пришёл на реку, чтобы выжить, чтобы поесть. Сегодня у коренных народов есть право на рыбу, такое же право должно быть распространено и на местное (прежде всего старожильческое) население.
Потомок старосты села Явино, русского крестьянина Дмитрия Дмитриевича Игнатьева (того самого, который обвёл вокруг пальца и взял в плен Сечу Гундзи) Николай Федорович Ткаченко разволновался, вспоминая дальнейшую судьбу своей семьи и своих земляков. Села Явино давно уже не существует. Как и села Голыгино. Как и села Отрадное, куда переселились явинцы и голыгинцы. Как нет давно и Опалинского рыбокомбината, центральной усадьбой которого и было село Отрадное. Поразметала, порасшвыряла людей общая камчатская беда, которую принёс дрифтерный промысел, опустошивший камчатские реки.
Оторванными от рек-кормилец, чужими на их берегах стали потомки тех, кто защищал для своих внуков и правнуков эти лососёвые реки в годы русско-японской войны. И камчадалы-аборигены и камчадалы-старожилы были едины, защищая свою общую большую камчатскую семью народов, сохраняя Камчатку за Россией. Но нельзя сказать, что Родина поступила и поступает по отношению к памяти тех, кто сражался за неё с её врагами, по-справедливому: потомки русских ополченцев лишены права на рыбу, процветает вместе с японским уже и отечественный дрифтерный промысел, опустошаются браконьерами некогда богатые лососёвые реки, такие, как одна из крупнейших лососёвых рек планеты – река Большая, состояние запасов которой представляется уже катастрофическим.
Об этом с болью говорили не только выступающие при обсуждении фильма «Далекая, отважная земли» – у многих он вызвал не только чувство гордости за народных ополченцев, но и чувство ненависти к тем, кто предал этих людей, подписав кабальный для Камчатки Портсмутский договор, кто подло рассчитался с ополченцами за их любовь к своей земле тем, что возложил всю ответственность за поражение России в этой войне на потомков русских старожилов Камчатки, которые и по сей день несут на себе этот тяжёлый крест.
Поэтому члены Общественного Лососёвого Совета и гости минифестиваля «Сохраним лососей ВМЕСТЕ!» и считают одной из первоочередных общих задач восстановление исторической справедливости по возвращению права камчатским старожилам на вылов рыбы для личного потребления. И эта работа уже ведётся.
Да, и минифестиваль был пробным шаром для организации большого фестиваля «Сохраним лососей ВМЕСТЕ!» 25-26 августа 2012 года, целью которого является объединение людей, осознающих свою сопричастность к нашему общему лососёвому богатству, формирующих общественное мнение о необходимости рационального его использования и сохранения, то есть объединение людей, которые, как и ополченцы, отстоявшие Камчатку в русско-японскую войну, осознают свою ответственность за происходящее сегодня на Камчатке перед нашими, может быть, даже ещё не родившимися, потомками.
Сергей ВАХРИН,
Заместитель председателя Общественного Лососёвого Совета
Добавить комментарий