Скромно встретить новогодние праздники и потуже затянуть пояса приготовился российский люд
Данные опроса, проведённого компанией «Ромир», свидетельствуют: российский люд не просто приготовились скромно встретить смену лет, но и потуже затянуть пояса как минимум на ближайшие полгода. В первую очередь секвестру подвергнутся расходы на ремонт, развлечения и одежду.
Если в предыдущие шесть месяцев 44% респондентов обновляли свой гардероб, то в следующие полгода покупать одежду планируют всего 35%.
В развлечениях не отказывали себе 14% опрошенных, но не собираются этого делать и впредь лишь 8%.
Ремонт успели сделать 19% участников исследования, а декларировали подобные намерения на будущее уже только 11%.
Сокращение, правда, не такое ощутимое, запланировано гражданами и по другим статьям расходов. Но здесь может играть роль и фактор сезонности. В частности, 60-65% ежегодных платежей за образовательные услуги, по понятным причинам, приходится именно на лето-осень. Поэтому снижение с 12% до 10% вполне объяснимо. Такая же история с туризмом. Наши люди предпочитают брать отпуск в тёплое время года, так что снижение доли семей, имевших (и планирующих) крупные траты по данному направлению с 19% до 13%, также полностью объясняется сезонным фактором. На лето и осень приходится 65–70% от общего годового объёма туристических поездок и расходов, и они уже были сделаны на момент проведения исследования.
Отдельная тема – медицина. Потратиться на неё за последние полгода пришлось 25% респондентов, а в ближайшее время планируют сделать это ещё 15%. 10-процентную разницу легко объяснить: подобные расходы, за исключением тяжёлых хронических заболеваний, никто заранее не планирует.
Отчасти сезонным фактором можно объяснить и снижение с 44% до 35% тех, кто планирует крупные расходы, связанные с покупкой одежды и обуви. Но авторы исследования интересовались планами по крупным расходам. А приобретение, скажем, шубы из натурального меха для большинства людей всё же не бывает спонтанным.
Мысль о том, что в случае с одеждой можно говорить именно о намерении экономить подтверждает и тот факт, что снижение доли планирующих покупать дорогую одежду касается только мало- и среднеобеспеченных групп потребителей. Среди хорошо обеспеченных респондентов как совершали расходы по этой статье в предыдущие 6 месяцев 46% опрошенных, так и собираются совершать покупки в следующие 6 месяцев 48%.
Также лишь отчасти объяснить сезонностью можно снижение с 19% до 11% доли тех, кто планирует расходы, связанные с ремонтом, заменой сантехники, окон, дверей, установкой кондиционеров и т.п. Окна зимой менять, конечно, не совсем удобно, но вот работы по внутренней отделке помещений от климатических условий сильной зависимости не имеют. Интересно, что самый низкий показатель планирующих расходы, связанные с ремонтом, – в самых крупных городах страны: всего 6%.
И уж совсем очевидна запланированная экономия в развлечениях. В преддверии целой череды праздников (Нового и Старого Нового года, Рождества, Крещения, дня влюблённых, 23 февраля, 8 марта) и в связи с увеличением времени, проводимого в крытых помещениях, можно было бы ожидать, что такие расходы как раз возрастут. Очевидно, что именно эта статья семейного бюджета в трудные времена секвестрируется одной из первых.
«Можно сделать вывод, что этап восстановительного роста, имевший место на рынках товаров длительного пользования и «необязательных» услуг (ремонт, туризм, развлечения) с весны 2010 по осень 2011 года, скорее всего, подходит к концу. Если настроения потребителей резко не переменятся на позитивные, то эти рынки ожидает замедление темпов роста до нескольких процентов в годовом выражении. А в худшем варианте – до нуля и ниже (сокращение)», резюмирует ведущий консультант «Ромир» Игорь Березин.
Добавить комментарий