Как белоруссы из Бреста возводят крупнейший вантовый мост планеты на остров Русский
Для меня, как, наверное, и для большинства белорусов, этот российский дальневосточный уголок ассоциируется прежде всего с моноспектаклем Евгения Гришковца «Как я съел собаку». Помните, как жизненно и забавно герой рассказывал о службе на Русском: «Мы делали очень много всякой фигни. Все это, понятно, называлось «защита Родины». Хотя сейчас ясно, что делали мы это нормально — никто же не напал на нас в это время».
Во времена СССР остров Русский был закрытой территорией. Здесь располагалось множество воинских частей, которые «передислоцировали».
Сегодня там строят университет, усиленно готовятся к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС — 2012). На его возведение правительство России выделило более 100 миллиардов рублей на возведение моста. Уже через полгода он соединит Владивосток с островом через пролив Босфор Восточный. Именно этому «сумасшедшему» русскому проекту и посвятили почти три года своей жизни мои знакомые.
В студенческое время с Игорем, Жаном, Сергеем и Виталиком — тоже выпускниками Брестского политеха (ныне БрГТУ) — я проколесил и протопал пол-Союза в многочисленных туристских экспедициях. Потом случилось так, что, пока я осваивал западные университеты, товарищи взяли «восточный» ориентир. По мне, так они просто продолжили путешествовать. А чтобы соответствовать возрасту и статусу – совместили хобби с работой.
Друзья устроились в российскую строительную компанию «Мост». Думаю, одним из решающих моментов в выборе именно этого строительного профиля стал для них лозунг этой организации: «Люди так одиноки, потому что строят стены, а не мосты». Вот они и ринулись от угрожающего «одиночества», начав соединять берега на огромных русских просторах. Волгоград, Астрахань, Камень-на-Оби…
Последний адрес их мостостроительной карьеры – Владивосток. Строительство моста на остров Русский. Того самого, который сегодня довольно часто в новостных сводках российских СМИ именуют «самый-самый».
Ребята работали вахтами – месяц там, месяц дома. Каждый из них уже давно при строительном «звании» — прораб либо начальник участка. Специалисты – высшего уровня. (Другим бы вряд ли работодатель стал ежемесячно оплачивать авиабилеты туда и обратно.) Самым сложным во всей этой дальневосточной “авантюре” была ежемесячная адаптация к часовым поясам. Все-таки после перелетов приходилось привыкать совсем к другому времени…
Основная задача, которую все это время решали брестчане «на краю земли российской», – возведение мостового пилона (опоры) на материковой части. Основная проблема заключалась в том, что строить его приходилось в… океане. То есть работа на начальном этапе велась исключительно «с воды». Но мужественно справились с задачей. Сегодня пилон уже достиг трехсотметровой высоты. Точно такая же опора «растет» и на острове Русском. Эти два железобетонных гиганта призваны «держать» на вантах весь мост.
Справка
Мост на остров Русский будет одним из крупнейших вантовых мостов в мире, центральный пролет длиной 1104 м станет рекордным в мировой практике мостостроения. У этого моста будут и самый высокий пилон (320,9 м), и самые длинные ванты (579,83 м).
Все это время стройка не останавливается ни на мгновение. Понятно, что хлебнули земляки и всех «причитающихся» на океанском побережье прелестей жизни. В холодный период года даже во льдах застревали во время переправ. Приходилось вызывать на помощь ледокол… А как иначе? Дата саммита АТЭС давно определена — сентябрь 2012 года. И фишку мероприятия – въезд на Русский по новому мосту – никто не отменял. (Пока здесь работает паромная переправа.) Так что и в шторм, и в мороз – на работу!
«От масштабов стройки по сей день дух захватывает, — рассказывает Игорь. – Но работа – в удовольствие. Оборудование – новейшее, техника – современнейшая. Представь себе башенный кран, работающий на высоте за 300 метров. То-то! И подобная гигантомания во всем. Одним словом – Россия!
Хотя и в XXI веке умом ее не понять. Такие деньги вбухивать в освоение острова, когда под боком – неустроенный и грязный Владивосток. Город на сопках требует обновления. Ты бы видел состояние тамошних дорог… Так что джип для местного населения – это вовсе не роскошь. А средство для проезда по городу.
Будешь смеяться, но только к концу 2011 года до Владика дотянули газ. И это в сидящей на газу России. Правда, когда к нему население подключат – остается только гадать. Город для отопления по-прежнему требует 7 эшелонов угля в сутки…»
Но тема отопления и газификации Владивостока волновать моих знакомых больше не должна. Отныне они будут работать «почти дома». По терминологии, принятой в мостостроительной компании, это означает «где-то по эту сторону Урала». А по эту сторону у СК «Мост» имеется и объект в Сочи. Так что не исключено, что в ближайшем будущем брестчане будут помогать россиянам готовиться к зимней Олимпиаде 2014 года.
Автор: Александр Кульбака, Вечерний Брест
Добавить комментарий