Чем вызван всплеск морских катастроф этой зимой на Дальнем Востоке?
— Девять десятых аварий на море сегодня происходит на судах под «удобными» флагами, принадлежащих иностранным компаниям-судовладельцам, которые в погоне за прибылью зачастую пренебрегают мерами безопасности судовождения. То есть нанимают самую дешевую – и малоквалифицированную! – рабочую силу, сокращают издержки за счет ухудшения условий труда экипажа, экономят на ремонте и обслуживании пароходов. В результате гибнут простые моряки. Именно так произошло с погибшей шхуной «Ginga» — это российское судно, зарегистрированное в Панаме, а ходило оно под флагом Камбоджи. Фактически это настоящий «пират», занимавшийся браконьерским ловом без разрешения и лицензии. Что погнало ее капитана из японского порта Вакканай перед самым штормом, когда даже более крупные суда попрятались в бухтах? Что, у него не было прогноза погоды? Ведь надвигался мощный циклон со стороны Японского моря. Капитан такой крохотной шхуны просто не имел права выходить в море. В результате произошла трагедия – судно перевернулось и утонуло вместе со всем экипажем. Рыбаки, похоже, понадеялись, что в такую погоду смогут выйти на браконьерский промысел без помех со стороны наших пограничников. Едва не кончилась бедой история с траулером «Спарта», затертым во льдах, и причина тут все та же – погоня за прибылью и нарушение элементарных правил безопасности судоходства. «Спарта» вообще не предназначена для плавания в антарктических районах с тяжелыми ледовыми условиями, но в том заливе, где она вела промысел, водится редкая деликатесная рыба, 1 кг которой в США идет по 100 долларов. Можете представить, сколько денег приносит такой улов! Кстати, на «Спарте» из 32 членов экипажа 15 были индонезийцами. Они значились как наблюдатели, но работали на рыбообработке.
Я уже говорил, что большая часть аварий происходит на судах под удобным флагом, который поднимают, чтобы уйти от налогов и исполнения действующих законов. Беда в том, что и российский флаг тоже превращается в удобный – пример тому траулер «Ирина». Судно наше, экипаж наш, собственник – иностранная фирма. РПСМ неоднократно обращался к правительству РФ, и с 1 июля 2011 года в Кодексе торгового мореплавания была принята поправка, гласящая: «Если судно под российским флагом берется в аренду иностранной компанией, то владелец, отказывающийся выполнять законы РФ, обязан перефлагировать судно». То есть фактически на «Ирине» имело место нарушение законодательства.
Одна из причин высокой аварийности – низкая квалификация персонала, в том числе и руководящих кадров, которые зачастую не имеют опыта судовождения. Похоже, именно это и привело к гибели платформы «Кольская». Там были нарушены все мыслимые нормы безопасности при буксировке. С ноября по март в Охотском море из-за погодных условий и опасности обледенения подобные операции вообще запрещены! Но кто-то понадеялся на авось, а в результате погибли люди. Но катастроф могло быть и больше! За последние 10 лет усилиями РПСМ было списано и отправлено на слом более 150 дряхлых судов, попросту опасных для плавания. А если бы они до сих пор ходили в море? За пару месяцев при нынешней погоде на дно вместе с экипажами отправилось бы еще 6-7 пароходов!
Подведем итог. Основными причинами аварийности стали гонка за прибылью и пренебрежение безопасностью. Мне могут возразить: ведь и во времена СССР существовала подобная проблема – стремление быстрее-быстрее выполнить и перевыполнить план. Но в те времена во главе пароходств и рыболовецких компаний-гигантов стояли люди, имеющие огромный опыт работы в море, а во главу угла ставились не деньги, а люди. Катастрофы были исключением из правил – возьмите хотя бы «Бокситогорск»! Судно погибло в 60-х, а память о нем хранят до сих пор. Сейчас же зачастую бывает, что пароходы просто пропадают в океане, и никто не знает, что с ними стало и кто виноват…
Добавить комментарий