Северная Корея выбирает «китайский путь»?
Об этом сообщил в первом после смерти Ким Чен Ира интервью для западных СМИ заместитель председателя президиума Верховного народного собрания КНДР Ян Хен Соп, передаёт радио «Голос России».
Учитывая высокое положение Ян Хен Сопа в северокорейской иерархии, к этому заявлению, безусловно, следует отнестись серьёзно, говорит специалист по проблемам международных отношений и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Центральной Азии и ШОС; современному положению и внешней политике стран Северо-Восточной Азии профессора востоковедения Сергей Лузянин. Тем более что в прошлом именно этому чиновнику доверяли обнародовать важные новости.
Так, Ян Хен Соп в 2010 году стал первым представителем северокорейского руководства, который официально подтвердил выбор Ким Чен Ына в качестве преемника Ким Чен Ира.
Новый молодой руководитель КНДР, по словам Ян Хен Сопа, концентрирует усилия на создании в стране экономики, основанной на знаниях. Любопытно, что в беседе был сделан акцент не на уникальности корейской модели экономического развития, а на необходимости учёта зарубежного опыта. В Пхеньяне, в частности, ясно дали понять, что намерены исследовать опыт КНР в проведении широкомасштабных экономических реформ.
Заметным мотивом прошлогоднего визита в Китай Ким Чен Ира стали попытки китайского руководства побудить КНДР провести серьёзное реформирование экономики.
Как заявил тогда премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, в Пекине надеются, что власти КНДР сумеют оценить уровень развития Китая после начала реформ и используют этот опыт для своей страны. Именно в этом китайские власти видят важный фактор стабилизации ситуации в Северной Корее.
Подтвердив намерение ориентироваться на Китай, северокорейское руководство ясно показывает, что продолжает рассчитывать на китайскую помощь в преодолении трудностей в экономике, продолжает Сергей Лузянин.
С обновлением северокорейских элит для КНДР возрастает вероятность осуществления реформ по «китайскому варианту». Такая модель не требует серьёзных политических изменений и даёт возможность дальнейшей трансформации идеологии чучхе в духе «социализма с корейской спецификой».
Китайская помощь, объём которой в данном случае многократно возрастёт, позволит КНДР решить часть экономических проблем в обмен на политическую лояльность и более строгое следование китайской внешнеполитической линии. Со временем Пекин может поставить вопрос об отказе КНДР от ядерной программы, предложив вместо неё «ядерный зонтик» Пекина.
Этот вариант позволит КНДР сохранить режим и де-факто избежать окончательного и безвозвратного сползания в стадию государства-банкрота (failed state). Но это дело будущего. Сейчас главное – предотвратить экономический коллапс в сложный период утверждения Ким Чен Ына в качестве верховного лидера.
Любые, даже робкие шаги по либерализации экономики будут положительно встречены не только населением, но и соседями КНДР по региону: Китаем и Южной Кореей.
Для них это станет сигналом, свидетельствующим о том, что новое руководство намерено уйти от депрессивной экономики и вписаться в общемировую стратегию модернизации и глобализации. Хаос и беспорядки в Северной Корее не нужны никому, уверено большинство китайских экспертов.
Как заметил недавно проректор Института международных отношений Народного университета КНР Цзинь Цаньжун, в ближайшее время КНР будет делать всё возможное, чтобы изменить ситуацию в Северной Корее.
«Для этого её нужно переориентировать на рыночное развитие, сделать так, чтобы корейцы больше любили деньги. Это обеспечит стабильность в Северной Корее», – уверен профессор Цзинь Цаньжун.
Но вот как скоро в КНДР будет провозглашен лозунг Дэн Сяопина «Обогащайтесь!», наверное, не скажет никто, замечает заместитель директора по науке Института Дальнего Востока РАН, руководитель Центра стратегических проблем Северо-Восточной Азии и Шанхайской организаии сотрудничества доктор исторических наук Сергей Лузянин.
http://rus.ruvr.ru/2012/01/20/64261033.html

Добавить комментарий