Профессор Борис Преображенский: Геополитическая роль экологического образования

Сразу после первого же вступления во власть администрации В.В. Путина в нашей стране произошли резкие негативные изменения в области экологической политики
Заслуженный эколог России доктор геолого-минералогических наук профессор Борис Владимирович Преображенский работает главным научным сотрудником лаборатории морских ландшафтов Тихоокеанского института географии Дальневосточного отделения Российской Академии Наук (ТИГ ДВО РАН). Собственно, профессор Преображенский и создал эту лабораторию. Научные интересы Б.В. Преображенского объединяют исследования в области экологии и ландшафтоведения, формообразования у колониальных организмов (главным образом рифостроящих кораллов), теории таксономии, морфофункционального анализа, философии биологии и географии, системно-структурного анализа. Палеонтологические и экологические исследования Б.В. Преображенского получили широкое признание, как в России, так и за рубежом, он автор более 250 научных и публицистических работ, в том числе 18 монографий. Б.В. Преображенский – член Российского палеонтологического общества, Российского географического общества, Палеонтологического общества в Клаусталь-Целлерфельде (Германия), член редколлегии ряда научных журналов. Он награждён Большой медалью ЮНЕСКО за развитие программы Человек и биосфера», удостоен почётного звания «Заслуженный эколог Российской Федерации». Его имя занесено в Международную книгу «Who is Who in Science and Technology». Сегодня Интернет-издание ДВ-РОСС предлагает вниманию статью профессора Преображенского «Геополитическая роль экологического образования», которую автор любезно предоставил редакции.
«Экологическое образование населения имеет не только общее методологическое, но и стратегическое геополитическое значение.
Сразу после первого же вступления во власть администрации В.В. Путина в нашей стране произошли резкие негативные изменения в области экологической политики. Вслед за этим не замедлило развитие кризиса в области общего морально-политического климата в стране. Были ликвидированы, или парализованы основные экологические ведомства. С высокой трибуны это объяснялось стремлением властей якобы расчистить поле деятельности коммерческим компаниям, занимающимся эксплуатацией природных ресурсов страны. В расчёте на общее понижение общественной природозащитной активности населения резко ухудшилось экологическое образование в школах и вузах.
Изменилась политика государства в отношении общественной экологической деятельности. Общественные экологические организации, подвергающие сомнению разумность и допустимость грубого вмешательства в природные экосистемы крупных частных компаний, правительством открыто приравнены к агентствам зарубежного влияния. Специальными постановлениями правительства был парализован институт общественной экологической экспертизы в отношении проектов, силовым методом обозначенных как приоритетные в масштабах государства. Такими проектами стали проект подготовки к сочинской Олимпиаде, к форуму «АТЭС-2012» на острове Русском во Владивостоке. Но именно эти проекты в силу их масштабности и приносят максимальный вред природным системам. Конструктивная критика с мест игнорируется всеми уровнями властных структур, составленных из экологически неподготовленных элементов. В стране, где волюнтаризм неграмотных в экологическом отношении чиновников всех уровней вертикали власти образует системную проблему, неразбериха и полное отторжение доводов теоретически дисциплинированного разума отторгаются, экологические, а потому и политические проблемы возникают на всех уровнях принятия экологически ответственных решений.
Мощный удар тем самым наносится и по геополитической основе устойчивости государства, – сознательной творческой инициативе населения страны, озабоченного резкой системной деградацией своей среды обитания. Как известно из основ геополитики, морально-этический фактор нации составляет одну из основ стратегической мощи страны. Отцами-основателями науки геополитики этот фактор был включён в перечень важнейших «организменных» составных частей государства, составляющих его «душу», то есть устойчивость и жизнеспособность нации.
Идеология научной геополитики восходит к основателю научной экологии Эрнсту Геккелю и его последователям – Фридриху Ратцелю, Рудольфу Челлену, Карлу Хаусхоферу. Геополитика как наука о стратегическом потенциале государства, рассматриваемого в качестве развивающегося биологического организма в географическом пространстве, составляет высшую производную от географии. По своей генеральной формулировке геополитика комплементарна формуле общей экологии, изучающей взаимоотношения организма с окружающей средой.
Ф. Ратцель на основе эволюционной теории 120 лет назад развил идею Государства как одной из форм распространения жизни на земной поверхности. Он полагал, что Государство есть организм, в составе которого известная часть земной поверхности играет настолько существенную роль, что все свойства государства определяются свойствами народа и его территории. Такими территориальными или естественными, природными свойствами являются величина, положение, формы поверхности, растительность и орошение, отношение к другим частям земной поверхности. Но когда мы говорим о «нашей земле», мы связываем в своём представлении с этими природными свойствами также и всё то, что создал из этой земли человек своим трудом: здесь проявляется уже известная духовная связь земли с нами, её обитателями, и со всей нашей историей.
И если эта духовная связь между землей и народом нарушается, это приводит к величайшим катастрофам. И вот эту самую духовную связь между землей и нацией формирует экологическое самосознание нации.
В философско-методологическом плане две родственные науки – геополитика и экология, имеющие единого родителя, – Э. Геккеля, могут быть атрибутированы ко Второму или Всеобщему принципу симметрии Пьера Кюри, трактующему, что у всех систем, (предметов, явлений, понятий), возникающих, существующих в некой вмещающей и генерирующей их среде, развиваются или сохраняются только те собственные элементы симметрии, которые совпадают с элементами симметрии среды. Разработанный в физике твёрдых тел и вначале сформулированный в применении к кристаллографии, этот принцип имеет общенаучное значение и может быть применён во всех областях человеческого знания и человеческой активности.
Лишенный органической узаконенной веками связи со своей землей, на которой нормальный свободный человек чувствует себя не только хозяином, но и производит свои корни от «своей» земли, становится изгоем в собственной земле. Ему становится безразлична судьба государства. Он может даже обернуться его врагом. И здесь важнейшую роль играет экологическое воспитание и экологическое образование народа. Но, как мы знаем, лучшее воспитание всегда совершается методом наглядного примера. Пример же последних 400 лет развития России показывает, что русский человек был на длительное время отторгнут от земли. Он на этом отрезке своей истории не был хозяином своей земли. Особенно укрепилась эта тенденция в течение последних 100 лет. Сегодня на глазах изумленного населения страны происходит тотальное разграбление и уродование лика земли, и люди, принимающие ответственные решения, не обращают ни малейшего внимания на духовные страдания нации, отринутой от принятия решений и не имеющей ни сил, на теперь уже желания защищать свою природу. Можно вспомнить то великое противостояние вокруг Химкинского леса в Москве, о тех разрушениях, которым в советское время подвергся самый большой в нашей стране остров – Сахалин, население которого люмпенизировано и для поддержания своего существования вынуждено перейти на самый примитивный тип природопользования – собирательство. Можно вспомнить и о судьбе Бикинских лесов в Приморском крае, подвергшихся тотальной вырубке частной компанией братьев Грабовых, несмотря на энергичные протесты экологической общественности. Примеры можно множить до бесконечности.
Всё это – результат тотального экологического невежества лиц, принимающих ответственные решения на государственном уровне.
Что же предметно и методологически представляет собой экология? Сама формула экологии как науки о взаимоотношении организма с окружающей его средой, предполагает, что все организмы могут проявлять только такие свои свойства, которые не противоречат генеральным векторам, или элементам симметрии окружающей среды, и все проявления органической жизни всегда вынужденно соответствуют своей среде. Отсюда с неизбежностью следует вывод, что организмов, не соответствующих своей среде, в природе не бывает, не возникает и существовать не может. Но отсюда же следует и парадоксальный вывод в отношении общей теории эволюции: каждый организм в любую геологическую эпоху точно соответствует среде своего обитания и у него нет внутреннего импульса к непроизвольному случайному самоизменению до тех пор, пока и поскольку в окружающей его среде не возникнут такие изменения, которые вызовут изменения в организме. Следовательно, вполне оправдан скептицизм в отношении существования спонтанных мутаций, вызванных «внутренними ошибками» в структуре организма, и вся биологическая эволюция не может быть иной, чем канализованной. То есть мы приходим к допущению единственной разумной теории эволюции – номогенезу, на котором так настаивал академик Л.С. Берг. И мы находим массу поводов сомневаться в истинности теории «тихогенеза», то есть дарвиновой эволюции.
В пределах экологии этот принцип позволяет понять, как симметрия среды налагается на симметрию организма, сформированного этой средой, почему и какую результирующую конфигурацию может этот организм принять. В данной сцепке «симметрия среды» аддитивна «симметрии организма». Налагается только равное на равное, симметрия на симметрию. Правильное использование принципов этой методологии позволяет практически управлять формой животных и растений. Здесь находятся методологические основы учения о жизненной форме. Именно с этих позиций становится понятным такой комплекс явлений, как полиморфизм, изоморфизм, параллелизм и конвергенции в развитии различных организмов. Здесь база для обсуждения самых трудных вопросов биологической систематики.
Если принять в качестве предмета исследования процесс воспитания и образования детей, то и здесь мы увидим, как отчётливо работает тот же самый принцип симметрии Пьера Кюри. Тем объектом, который подвергается воздействию импульсов внешней среды, является характер и комплекс стереотипических реакции в индивидуальном и общественном поведении воспитуемого. При этом внешней средой для него является учитель с его строго индивидуальными личностными установками, полученными в виде собственного, ранее полученного воспитания, и инструктивных комплексов, наложенных на учителя указаниями от учебного плана и министерства образования и науки, формирующего затем соответствующие стереотипы у воспитуемого. Неверно заложенные с самого верха, эти импульсы затем последовательно изуродовали всю систему воспитания в стране. Вся воспитательная и образовательная деятельность направлена на формообразование у субъекта, полностью принудительно вписываемого в требования общественных и политических институтов государства. Если внутренняя симметрическая структура субъекта воспитания достаточно прочна и плохо подчиняется внешнему импульсу, за этим извне следует попытка сломить это сопротивление тем или иным способом, а сам воспитуемый рассматривается в качестве преступника, который будет элиминирован, или маргинализирован тем или иным способом.
Особенно сложно работают эти механизмы при формировании отношения к вызовам школьного и вузовского экологического образования и воспитания, если они не заложены в исторических стереотипах нации и не закреплены в семейном воспитании. Ещё хуже, если внешний образовательный и воспитательный импульс противоречит исторически сложившемуся стереотипу нации. Тут уж без серьёзных социальных и политических конфликтов не обойтись. И это разрушает геополитическую монолитность нации, как одного из столпов геополитического стратегического потенциала государства. Возникающая при этом система прямых и обратных связей настолько сложна, что результирующим может оказаться совершенно неожиданный субъективный комплекс ответного стереотипического поведения.
С одной стороны, следует рассмотреть тот комплекс методологических установок экологического образования, который мы навязываем ученику. Для начала самому воспитателю надо понять, относится ли предмет нашего воздействия к области экологии вообще. И здесь следует осознать и оценить разницу между предметными научными требованиями экологии как науки о взаимоотношении организмов между собой, между организмами и окружающей средой, и учением о самой окружающей среде, то есть географией.
В мировой науке принято деление этого комплекса предметов на два отчётливо разделённых коридора – экологию и энвайронментализм. Когда мы рассуждаем о составных частях атмосферы, гидросферы и литосферы и о процессах, протекающих в них, о концентрациях здесь веществ и элементов, о присутствии или отсутствии посторонних для той или иной геосистемы веществ и агентов (сущность понятия «загрязнение»), то мы говорим никак не об экологии, а о географии и геофизике. И это не экология, а «энвайронментализм». И люди, проявляющие свою активность в деле защиты окружающей среды, в англоязычных странах именуются не экологами (ecologists), а энвайронменталистами (environmentalists). Не экологи, а энвайронменталисты заняты проектированием очистных сооружений, предприятий по переработке твёрдых бытовых отходов и отходов производства.
В экологический коридор нас поведёт та ветвь, где мы увидим, как отдельные физиологические реакции организма и его составных частей пересекаются с импульсами от отдельных факторов среды и их комплексов и превращаются в реакции целостных организмов на окружающую среду, и как это в свою очередь ведёт к изменению морфогенеза и стереотипов индивидуального и совокупного поведения. При этом фактором окружающей среды оказывается и существование и отсутствие другого организма, а также стереотипов его поведения.
Отдельная ветвь экологической науки занята энергетикой и бухгалтерией природных биологических процессов. Все организмы могут быть расставлены в цепи потока органического вещества, который удивительно короток. В грубом счёте каждый организм либо в основном производит органическое вещество, либо его в основном потребляет и разлагает до основания. Но в то же время оба эти процесса всегда присутствуют в той или иной пропорции в каждом организме. И все они вместе образуют единую суперсистему Земли – биосферу, которая предстаёт в виде гигантской машины по переработке биологического вещества и энергии с помощью организмов.
Мы должны научить учащегося мыслить генеральными системными категориями, но он не сразу поймёт, что главным условием возникновения и существования жизни на Земле является вовсе не кислород, а углекислый газ в соединении с водой, что углекислый газ давно дефицитен на планете, что он из глубинных недр Земли выбрасывается в атмосферу и гидросферу вулканами, но быстро полностью выводится из оборота в процессе углеобразования и формирования масс органического известняка в тропиках. Именно фотосинтетическое соединение воды с углекислотой порождает главное универсальное энергетическое вещество, органическое «топливо» живой природы – гексозу, а в качестве отходов этого производства выступает кислород и избыток вторичной воды. Земля пережила такой этап в своей планетной и биосферной эволюции, когда отравляющее вещество – кислород был опасным для живого отбросом. Теперь мы видим третью ипостась экологического образования – необходимость выработки ощущения неразрывности, целостности природных связей и систем, их полного взаимопроникновения на всех уровнях системной сложности Природы. И лишь тогда мы научим уважать природную целостность, когда ученик поймет, что на Земле, в Природе не бывает ни полезных, ни вредных организмов, и каждый жизненно необходим на своём месте, и что смерть одного организма является необходимым условием для возникновения следующей жизни. А крупное повреждение экосистем в одном регионе с неизбежностью заставляет страдать всю биосферу Земли.
Во всем этом процессе важнейшим звеном является способность формировать необходимые системные и структурные понятийные подстановки, которые представляют собой лишь понятийные кальки сложнейших явлений природы, о сути которых можно судить лишь в процессе методичного предметного обсуждения деталей изучаемого процесса.
В качестве детали такого рода можно привести тезис об экологии человека, об «экологии духа». Человек уже достаточно давно вырвал себя из цепи прямых и косвенных связей с природой. Он эффективно защищается от большинства физических факторов окружающей среды с помощью создания у своего тела микроклимата, не соответствующего климату местообитания, он уже не добывает, а делает себе искусственную пищу, он практически разорвал связь с окружающей средой.
Главная методологическая трудность экологического образования состоит в необходимости выработки простейших сверток информации, без излишней их примитивизации и опошления. В противном случае у рудиментарно образованных граждан, формирующих вертикаль власти, создается чрезмерно легковесный образ экологии как науки, которой может профессионально заниматься любой чиновник, умеющий помножить один на один. При этом возникает опошление сложной научной дисциплины, и «истерически экологическая» общественная активность, вспыхивающая в массах в исторически переломные периоды, способна привести к большим потерям и нанести огромный вред не только экологии в её практическом применении, но и общему экологическому самосознанию нации и, следовательно, стратегическому потенциалу государства.»
Добавить комментарий