Ситуация на востоке для России намного благоприятнее, чем на западе или на юге: здесь нет непосредственных угроз безопасности, хотя есть потенциальные угрозы, которые могут превратиться в открытое противостояние
Большие изменения происходят в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И не только экономические. Здесь идёт серьёзная политическая и военная деятельность. Как подчёркивает главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Александр Панов в совей статье «США: курс на сдерживание?», опубликованной в февральском номере журнала «Стратегия России», центр глобальной политики перемещается в АТР.
«Если посмотреть, что происходит в Европе, то, наверное, можно спокойно ей сказать «до свидания», пока она не оправится от всех экономических потрясений. А это, наверное, не скоро произойдёт. Россия ставит задачу усиления своих позиций в АТР. И здесь мы находим очень важного партнёра и союзника в лице Китайской Народной Республики, что для России чрезвычайно важно.
Какой будет конструкция Азиатско-Тихоокеанского региона в связи с начавшимися процессами? Американские и японские политологи считают, что в регионе неизбежно соперничество Китая и Соединенных Штатов Америки. Вернее, Соединенных Штатов Америки с Китаем. Свидетельств тому очень много, даже не будем их все перечислять. Можно просто сослаться на выступление президента Обамы в Австралии, когда он чётко заявил, что Соединенные Штаты не только остаются в регионе, но собираются наращивать своё присутствие. В том числе военное. Они будут стремиться к тому, чтобы, приветствуя Китай, с одной стороны, с другой стороны, добиваться, чтобы Китай действовал по определённым правилам. И ясно, по каким правилам. То есть по тем, которые установят Соединенные Штаты Америки. Или которые устраивают Штаты.
Неслучаен такой сдвиг в позиции США. Анализ результатов визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Вашингтон в январе 2011 года, показывает, что это был очень успешный визит, и Соединенные Штаты заверяли, что они признают Китай как великую державу. Но мы знаем, что американцам не надо верить на словах. Мы в это верили в свое время и теперь. наконец, поняли, что это не так. Как только визит закончился, Соединенные Штаты от политики вовлечения Китая перешли к политике его сдерживания. Подобная политика вовлечения и сдерживания проводится Соединенными Штатами на протяжении определенного периода. То это больше вовлечение, то сдерживание. А сейчас очевидно, что Соединенные Штаты явно взяли курс на сдерживание в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В чём это проявляется? Вот наиболее яркий пример: США решили разместить в Австралии две с половиной тысячи морских пехотинцев. Зачем? Что они там будут делать? Понятно, не отдыхать на пляжах. Это выдвинутая группировка, приближенная к региону, чтобы оказывать давление на АСЕАН. И в том числе, естественно, создавать постепенно окружение Китая.
То же самое осуществляется с Японией. Она под влиянием Соединенных Штатов начинает усиливать свои военные программы, перемещает военно-морские усилия в южном направлении, сокращая военную группировку на Хоккайдо, и начинает тоже выделять больше средств на строительство военно-морских сил.
Республика Корея как бы находится на перепутье. Ей, понятно, не хочется ссориться с Китаем, но, с другой стороны, и от Америки никуда не денешься. Корея тоже начинает усиливать военные программы, в том числе военно-морские. Индия выдвигает военно-морские силы в регион, создавая крупнейшую базу на Адаманских островах, и планирует строительство дополнительных авианосцев. Ситуацией обеспокоены в АСЕАН, и здесь мы видим разные к ней подходы. Скажем, Филиппины и в какой-то степени Вьетнам тоже готовы участвовать в военно-морских и политических играх. Чем это может грозить? На мой взгляд, расколом АСЕАН. Если пойдёт такой процесс, то тогда многие организации региона, ядро которых составляет АСЕАН, могут зашататься и прийти в нерабочее состояние. Поэтому нынешняя политика Соединенных Штатов чрезвычайно опасна. И нам надо вместе думать об этом.
В России, надо откровенно сказать, военная мысль развивается самостоятельно. Планируется серьёзное усиление нашей военно-морской группировки на Тихом океане. Не надо забывать, что американцы с помощью Японии начали развертывать противоракетную оборону для этого региона. И здесь, что интересно, наблюдается совершенно зеркальная ситуация той, с которой Россия столкнулась в Европе. У Китая появляются проблемы с противоракетной обороной. И так же, как в Европе, Соединенные Штаты заявляют, что она не направлена против Китая, что её настраивают только против известной стороны. Но суть от этого не меняется. Ясно, что планируется перехват именно китайских ракет. Вот где выявляется общность наших подходов по системам противоракетной обороны.
Россия уже выдвинула инициативу во время визита нашего президента в Китай о том, что никто не должен строить свою безопасность в регионе за счёт безопасности других, и мы вместе выступили с заявлением по этому поводу. Наш министр иностранных дел на Восточноазиатском саммите высказал эту идею, она распространена в документах ООН. Но думаю, этого мало. Пока мы будем заниматься призывами, другие будут осуществлять конкретные шаги. Поэтому нужно более чётко себе представлять, как мы должны вместе реагировать. Сохранение мира и стабильности важно, но пока мы будем бороться за мир, другие будут бороться совсем за другое.
Перед научным сообществом встаёт задача разработки инициатив, подходов для того, чтобы купировать региональные негативные процессы. И здесь у нас общая позиция — и у Китая, и у России. Когда Россия и Китай вместе выступили в годовщину окончания Второй мировой войны с заявлением, это оказало очень большое воздействие на японцев. Мы видим, что в Японии уже начинают думать, как бы разъединить Россию и Китай. Китайские коллеги знают политолога Хакамаду из Японии, который даже в нашей газете «Известия» заявил, что Японии и России надо объединяться против Китая. Нам нужно внимательно относиться к подобным заявлениям, консультироваться, координировать позиции, вырабатывать общие подходы, потому что ситуация для России на востоке намного благоприятнее, чем на западе или на юге. Здесь нет непосредственных угроз безопасности России.
Хотя есть потенциальные угрозы, которые могут превратиться в открытое противостояние. Это прежде всего ситуация на Корейском полуострове, а мы имеем общую границу с КНДР. Существует опасность развертывания гонки морских вооружений. Это чрезвычайно опасная ситуация. Конечно, до прямого столкновения не дойдёт, но может отвлечь немалые ресурсы в той же России. Китай, наверное, может потратить деньги на строительство авианосцев. Однако сам по себе один авианосец ничего из себя не представляет. Значит, это должно быть авианосное соединение. Если строить крейсеры сопровождения, эсминцы, подводные лодки, это выльется в многомиллиардные вложения. А если такие соединения начнёт строить Россия? Значит, она будет отвлекать средства от того, чтобы вкладывать их в экономическое развитие Дальнего Востока.
Безусловно, нас может пока не очень беспокоить дальневосточная противоракетная оборона Соединенных Штатов, но в принципе, если наш стратегический потенциал в европейской части будет контролироваться противоракетами США и возникнет потребность переместить его на Дальний Восток, то здесь тоже будет всё перекрыто. Поэтому, хоть ситуация не крайне тревожная, её обязательно нужно учитывать».
ПАНОВ Александр Николаевич,
главный научный сотрудник Института США и Канады РАН,
бывший ректор Дипломатической академии МИД РФ
Добавить комментарий