Что будет с Дальним Востоком России через 15-20 лет, разработчиков идеи создания госкорпорации по развитию регионе явно не волнует
Теперь, после президентских выборов, состав федерального правительства претерпит существенные изменения. Одним из кандидатов на уход называют главу МЧС Сергея Шойгу. Не потому, что не справляется, а потому что «засиделся». К тому же появилась возможность нового трудоустройства: разные источники «сватают» министра по ЧС в руководители госкорпорации по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Аналог Ост-Индской компании
Идею этой структуры сам Шойгу и предложил 21 января на встрече с Владимиром Путиным. По его мнению, это наиболее подходящий вариант решения экономических и инфраструктурных проблем восточных провинций страны. Министр полагает, что корпорация сможет значительно увеличить транспортные потоки, создать новые добывающие предприятия и около 5 миллионов рабочих мест.
Основные проблемы Восточной Сибири и Дальнего Востока хорошо известны: сокращение и без того не избыточного населения, не самый лучший инвестиционный климат, непроходящее ощущение оторванности от центральной части страны. Население Магаданской области, например, за двадцать постсоветских лет сократилось в 2,4 раза, Чукотки – в 3,2 раза, Сахалинской области – на 31 процент. Можно ли развернуть демографические тенденции в обратную сторону? Какие изменения должны произойти в жизни людей, находящихся в экстремальных природных условиях?
Федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» правительство приняло в 2007 году, напоминает «Советский Сахалин». Спустя три года действие программы продлили до 2018 года. На её реализацию в 2008 году федеральный бюджет выделил 30 миллиардов рублей, в 2009 – 88 миллиардов, в 2010 – ещё 97 и в прошлом году – 106 миллиардов рублей. Определенная отдача от ФЦП уже получена. На 40%, по официальным данным, снизилась безработица, выросли инвестиции в основной капитал. Благодаря субсидированию авиаперевозок активизировался пассажиропоток. Но, как отмечают многие специалисты, этого недостаточно для нормального развития региона. К тому же у программы есть очевидный перекос в сторону Приморского края – в связи с подготовкой саммита АТЭС туда было направлено около половины всех средств.
И вот теперь заговорили о корпорации, которая может своим влиянием охватить полстраны – от Камчатки, Курильской гряды и Сахалина до западных границ Красноярского края. Из пояснительной записки Шойгу следует, что корпорация рассматривается как своеобразный аналог Ост-Индской компании. Предлагаемая базовая модель для развития Восточного региона – «распечатывание кладовой» природных ресурсов и проведение эффективного «индустриального маневра» за счёт частных и государственных инвестиций, направленных на рост внутреннего потребления и поставки продукции на быстрорастущие рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Корпорацию «целесообразно уполномочить управлять недрами из нераспределенного фонда, землями, водными, лесными, рыбными ресурсами (с возможностью создания совместных предприятий с инвесторами), а также формировать условия обременения для инвесторов и концессионеров в отношении приватизируемого государственного имущества…». Предлагаемые механизмы для инвесторов – «налоговые льготы, снижение барьеров допуска иностранных инвесторов в проекты, а также создание специализированных институтов развития». Для запуска модели «индустриального маневра» предполагается особый режим развития в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, оформленный специальным федеральным законом, который может быть принят уже в 2012 году.
Сомнений вагон и маленькая тележка
Какой же толчок может дать новая бюрократическая структура развитию восточных территорий? Будет ли вообще от этого прок? Не станет ли госкорпорация очередной кормушкой для чиновников?
По мнению директора региональных программ Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, за новую идею министр выдает советские территориально-производственные комплексы. Зубаревич, как пишет газета «Ведомости», полагает, что государству стоит ограничиться созданием инфраструктуры и благоприятных условий для ведения бизнеса в отдалённых регионах, а не заниматься строительством рудников и предприятий, о чём заявил Шойгу.
Другой эксперт, директор центра региональной и инновационной политики, основатель Дальневосточного центра экономического развития Ирина Бойко, считает, что в очередной раз могут быть выделены значительные финансовые ресурсы для крупного инвестиционного проекта, результатами которого станут неэффективное расходование бюджетных средств и ещё большая стагнация важного со стратегической точки зрения региона.
– Вливанием бюджетных средств в… госкорпорацию проблему Дальнего Востока, как и любого другого региона, не решить, – отметила Бойко в интервью изданию «Свободная пресса». – В этом убеждает зарубежный опыт. Там нет госкорпораций, деятельность которых была бы направлена на долговременное развитие регионов… Вот если бы была чёткая стратегическая задача постепенной реструктуризации экономики региона в направлении от сырьевой специализации к производству наукоёмкой продукции (а такие возможности на Дальнем Востоке имеются) и планировались бы конкретные её этапы (например, создание перерабатывающих мощностей, продвижение готовой продукции на азиатские и иные рынки), тогда можно было бы ставить вопрос о создании определенной структуры. Скажем, во Франции региональное инновационное развитие продвигала профессиональная структура AHBAP (Французское инновационное агентство). В Канаде инновационное развитие – средство развития депрессивных (отсталых) регионов. Но главное в ином. Не с денег начинается процесс. А с понимания, для чего они необходимы.
Негативно оценили идею создания Восточной корпорации и учёные Дальневосточного отделения Российской Академии наук (ДВО РАН).
– Насторожила фраза «распечатывание кладовой» и ставка на методы Ост-Индской компании, которые не что иное, как чистая эксплуатация ресурсов колониальных народов, – отмечает директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего востока ДВО РАН Виктор Ларин, чье мнение приводит РИА «Восток-Медиа». – Это демонстрирует место, которое отводится региону. Возникло впечатление, что корпорация – это попытка группы предприимчивых людей воспользоваться ресурсами государства для «прихватизации» ресурсов региона. Об этом свидетельствует присутствие в документе (речь идёт о письме Шойгу. – Прим. авт.) Банка развития Востока России, инфраструктурного фонда развития и центра стратегических разработок «Восток». Люди, которые сделали этот документ, и пытаются монополизировать контроль над ним.
Авторы идеи предложили ряд послаблений для будущих переселенцев: льготное ипотечное и автокредитование с возможностью списания задолженности за кредит на приобретение жилья (автомобиля) после 10 (5) лет работы на приоритетных проектах; безвозмездное предоставление в пользование земельных участков для участников фермерских хозяйств (до 50 га) с возможностью перехода в собственность после 10 лет общественно-полезной деятельности. Предусмотрены «подъёмные» переселенцам при устройстве на работу в районы формирования новых промышленных центров (100 тысяч рублей), ежегодный бесплатный перелёт в любую точку России и обратно. Но эти меры эксперты назвали недостаточными, заметив, что в документе не говорится о преференциях для живущего здесь населения, в большинстве своем (70%) готового уехать из региона.
– Разработчиков не волнует, что будет с Дальним Востоком через 15 – 20 лет, – поддержал коллег председатель Дальневосточного отделения РАН академик Валентин Сергиенко. – Что стало с подобными проектами с привлечением иностранного капитала в развитие сырьевой базы, можно посмотреть на примере Чукотки и Магадана, а главное, кто получил прибыли – канадские компании. А нам это надо?
– Радует только то, что понимание необходимости сохранить Сибирь и Дальний Восток есть у некоторых власть предержащих людей. Но нет чёткого понимания и стратегии, как развивать страну, существует бухгалтерский подход, – говорит гендиректор Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института морского флота Ярослав Семенихин. – Для развития региона необходим общенациональный, мобилизующий проект, создающий условия для реализации личностей живущих здесь людей. Пока же Дальний Восток смотрится как площадка для вахтовиков.
Эксперт признается, что за этим документом ощущает приближение «чего-то интересного», но не исключает, что он может вылиться «в обогащение отдельных людей».
– С 26 декабря нераспределённую землю можно отдавать в продажу, концессию. Мне бы хотелось, чтобы Дальний Восток остался истинно русским, – говорит Семенихин.
Негативной оценки придерживается и экс-губернатор Приморья, директор Школы региональных и международных исследований Дальневосточного Федерального университета Владимир Кузнецов:
– Интерес региона здесь ни при чем. Проекты разрабатываются кулуарно, без учёта мнения экспертов, населения, тем самым демонстрируется пренебрежение к общественному мнению, – говорит Кузнецов.
Эксперты разошлись лишь в оценке перспективы воплощения задуманного. Одни полагают, что, учитывая социально-политическую ситуацию в стране, эта идея – лишь игра, которая так и останется в виде закинутого пробного шара. Другие уверены, что документ носит директивный характер, а скорость его утверждения зависит от интересов «определённой группы лиц и личных контактов тех, кто его подписывает». Но если победят вторые, то решено заблаговременно задуматься, в чём выгода региона из «распечатывания кладовой» и каким способом её извлечь.
Если корпорация станет реальностью, то региональная власть останется в стороне от бюджетных денег и потеряет возможность их освоения через проведение конкурсов на освоение госзаказа.
Чиновники поддерживают и одобряют
Тем временем работа по созданию Восточной корпорации кипит. Как сообщила в номере за 29 февраля газета «Известия», инициативу главы МЧС по разработке особого режима хозяйственной деятельности для Дальнего Востока и Восточной Сибири поддержали практически все ведомства, кроме минфина.
В минрегионе, который отвечает за сбор отзывов, полностью поддерживают идею Шойгу и полагают, что потребуется принять для этого отдельный федеральный закон, в котором были бы прописаны, в частности, налоговые, таможенные и тарифные льготы. Министерство поддерживает и образование специального института развития. Это может быть, в частности, госкорпорация или акционерное общество с участием государства. Предположительно средства на эти цели могут быть направлены из фонда национального благосостояния. По словам собеседника «Известий», одновременно с госсредствами необходимо будет привлекать инвестиции из других источников, использовать механизмы государственно-частного партнёрства.
Предложения Шойгу наделить возможную будущую корпорацию полномочиями по управлению недрами и создать отдельный инфраструктурный фонд Востока пока однозначной реакции не вызвали. Глава МЧС предлагает создавать совместные предприятия по разработке природных ресурсов, передавать им права на использование леса, земли или воды, а деньги за пользование СП будут перечислять корпорации. Зачем тогда для этого инфраструктурный фонд, неясно, говорит чиновник минрегиона. В минприроды пояснили, что предложенные Шойгу меры потребуют серьёзного изменения законодательства, хотя в целом они разделяют позицию руководителя МЧС.
В минэкономразвития инициативу по ускорению развития Дальнего Востока тоже в целом поддерживают.
– Необходимо взять указанные инициативы за основу при определении государственной политики в регионе, в том числе направленной на развитие общеэкономической и социальной инфраструктуры, сферы инноваций, повышение эффективности использования природных ресурсов, защиту окружающей среды, на поддержку экспорта российских товаров, работ и услуг, на поддержку малого и среднего предпринимательства, – говорят в министерстве.
Помимо образования отдельной структуры, минэкономразвития предлагает создавать в регионе особые экономические зоны. «Кроме того, при разработке госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» следует включить в неё меры по качественному улучшению жизни в крупных городах, – уточнили в ведомстве. – Без этого невозможен переезд высококвалифицированных специалистов».
Схожие предложения высказывают и в минпромторге.
– Минпромторг выступил с предложением дополнить программу следующими мерами: субсидирование доставки товаров из Дальнего Востока в другие регионы; создание особых экономических зон промышленно-производственного типа; предоставление субсидий работодателям на переезд персонала на производственные площадки, расположенные на Дальнем Востоке, – сообщили в ведомстве.
Свой кластер хотят и в Росрыболовстве. Агентство высказало идею создания «рыбной» зоны под Иркутском для развития предприятий на всех реках Восточной Сибири. Причём ведомство настаивает на том, что помимо промышленности неплохо было бы развивать и досуговую индустрию для местных жителей.
В минтрансе также говорят, что поддерживают инициативу Шойгу. Однако предложение предоставить переселенцам и их семьям бесплатный проезд потребует стопроцентной компенсации недополученных доходов авиаперевозчикам. Как пояснили в министерстве, это может обойтись государству в 1,5 триллиона рублей – из расчёта 5 миллионов человек работающих плюс 5 миллионов членов их семей. Минздрав со своей стороны поддержал выплату переселенцам по 100 тысяч рублей подъёмных.
Положительно отозвался об инициативе Шойгу и сахалинский губернатор Александр Хорошавин. 10 февраля на встрече с руководителями местных СМИ он назвал её «серьёзным подтверждением внимания к развитию Дальнего Востока и Забайкалья». По словам губернатора, речь идёт о крупных инфраструктурных проектах, в том числе о строительстве моста между Сахалином и материком.
Единственным противником образования новых корпораций и госкомпаний выступил минфин. По словам источника в правительстве, ведомство считает, что эффект для бюджета от всех этих предложений определить невозможно – нечётко указаны источники финансирования. Создавать новую организацию при этом нецелесообразно: во-первых, уже есть «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона», созданный Внешэкономбанком, а во-вторых, для создания и содержания новой структуры потребуются дополнительные средства. При этом с 2013 года распределение госсредств должно вестись строго по отдельным целевым программам, а не через корпорации.
Первый зампред правительства Игорь Шувалов ранее сообщал, что правительство планирует создать корпорацию для развития Дальнего Востока ещё в конце января. Тогда прозвучала и необходимая сумма – более 1 триллиона рублей до 2025 года.
– Чтобы на Дальний Восток ехали масштабно, нужны триллионы, – уверен главный экономист «Финам» Александр Осин. – Подъёмные в 100 тысяч рублей могут сработать только точечно, да и то скорее на соседей из стран Азии.
Где продолжит работу Шойгу и появится ли в стране новая госкорпорация, станет ясно скорее всего уже в ближайшие два месяца.
С. КОЛЕСНИЧЕНКО
Добавить комментарий