Европарламент отказался признать президентские выборы в России свободными и справедливыми, так как «избирательный процесс ставил в гораздо более выгодное положение одного кандидата»
Итоговая версия резолюции оказалась гораздо жёстче, чем изначальный проект. В составленном депутатом от лояльной Москве Партии социал-демократов Ханнесом Свободой (Австрия) тексте говорилось лишь о «недостатках и нарушениях» в ходе выборов. В принятом же документе сказано (со ссылкой на ОБСЕ и ПАСЕ), что «избирательный процесс не был ни свободным, ни справедливым, так как ставил в гораздо более выгодное положение одного кандидата». Эта ключевая поправка (как и ряд других) внесена в текст в самый канун голосования по настоянию критически настроенных по отношению к Кремлю «Альянса либералов и демократов» и Европейской народной партии.
В ходе дебатов автор проекта Ханнес Свобода и сам признал, что «президентские выборы в России, как и парламентские, нельзя назвать свободными и справедливыми». В то же время он указал, что «задача Европарламента не в том, чтобы дать сто первую критическую оценку выборам в России, а в том, чтобы показать, что сейчас перед ней открывается окно возможностей». «У Медведева ещё есть шанс воплотить в жизнь надежды, которые на него возлагались. И у Путина есть шанс вывести Россию на путь демократии и модернизации»,— уверено заявил социал-демократ.
С этим, впрочем, не согласились коллеги господина Свободы. «Путин 12 лет у власти. Его обещания о стабильности на деле означают стагнацию. Не думаю, что он намерен модернизировать что-либо, кроме армии»,— заявил депутат от Партии зелёных Вернер Шульц (ФРГ). «Как можно вообще признавать Путина легитимным президентом, если мы все согласны, что он избран нечестным путём?» — обратился к депутатам однопартиец господина Шульца Барт Стас (Бельгия). «И как можно считать и его, и Госдуму, в легитимности которой тоже есть сомнения, партнёрами для Европы?» — продолжила тему либерал-демократ Кристийна Оюланд (Эстония).
Но даже итоговая резолюция парламентариям показалась недостаточно жёсткой. «Недемократические выборы — не выборы вовсе,— заявил член группы Европейских консерваторов и реформаторов Павел Коваль (Польша).— Лучше не принимать никакой резолюции, чем подписываться под пустыми словами. Иначе ЕС перестанут воспринимать всерьёз». А ряд евродепутатов посетовали, что в резолюцию не вошло предложение о санкциях, которые мог бы наложить на Россию Евросоюз в случае отказа от проведения реформ.
Первый заместитель главы комитета Госдумы по международным делам Андрей Климов заявил «Ъ», что «для группы лиц в Европарламенте Россия всегда плохая, что бы она ни делала». «Почему бы им сейчас не заняться американцами, убивающими в Афганистане невинных людей? Не обратить внимание на нарушения прав человека в странах Балтии?! — возмутился он.— Нет, им важно нагадить России. Так сказать, в бессильной злобе».
Нашлись защитники у Москвы и в Страсбурге. «Русские — не дети, не надо их учить,— призвал независимый депутат из Австрии Эвальд Штадлер.— Граждане России сделали свой выбор, проголосовав за стабильность. Они не хотят возвращаться к 1990-м, и мы должны уважать их выбор».
Российские же оппозиционеры резолюцией остались довольны. «Наш голос был услышан,— заявил «Ъ» сопредседатель Партии народной свободы Михаил Касьянов, посетивший Страсбург вместе с лидером «Объединённого гражданского фронта» Гарри Каспаровым.— Для граждан Российской Федерации важно, что европейские политики перестают закрывать глаза на творящиеся в России беззакония и требуют от властей уважать собственную Конституцию и международные обязательства».
Итоговый текст резолюции уже отправлен главе МИД ЕС Кэтрин Эштон и исполнительным органам ЕС. Хотя документ носит рекомендательный характер, предполагается, что лидеры ЕС учтут мнение законодателей при подготовке к очередной встрече с руководством России. По данным «Ъ», следующий саммит Россия—ЕС состоится в последнюю неделю мая.
Впрочем, судя по заявлению Кэтрин Эштон накануне голосования по «российской резолюции», в ЕС настроены весьма миролюбиво. По словам главы европейской дипломатии, события, предшествовавшие выборам в России, свидетельствуют о том, что «между властями и оппозицией начался настоящий диалог». «Качество и динамика политической ситуации в Российской Федерации изменились. Сейчас для нас самый главный вопрос: как поддержать этот процесс»,— подчеркнула она, напомнив, что «Россия является для ЕС важным экономическим и стратегическим партнёром».
Кэтрин Эштон впервые прокомментировала не раз звучавшие призывы Европарламента рассмотреть вопрос о вводе визовых и экономических санкций против российских чиновников из «списка Магнитского». «Возможные ограничительные меры являются очень тонким инструментом, применение которого может рассматриваться только в конкретных случаях»,— заметила она. Из этого следует, что, в отличие от США, ЕС никаких «групповых» санкций против представителей России принимать не планирует.
Между тем эксперт авторитетного Европейского совета по международным делам Бен Джуда убежден, что именно персонализированные санкции могли бы стать самым эффективным инструментом воздействия Европы на Москву. Впрочем, у него есть объяснение, почему власти ЕС ни этим рычагом, ни другими не пользуются. «В отношении ЕС к России за последние годы произошли значительные перемены,— пояснил он «Ъ».— Раньше европейцы относились к России как к большой Польше и верили в возможность влиять на неё с помощью мягкой силы. Теперь же ЕС видит в России второй Китай, с которым можно делать бизнес, но от которого почти бессмысленно требовать демократических реформ».
Елена Черненко
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1892982
Добавить комментарий