Актуальные экологические проблемы обсудили в Новосибирской области
Конференция констатирует:
Несмотря на заявления, в Новосибирской области не сформировался тренд на улучшение среды обитания. Граждане нередко сталкиваются с нарушениями своих прав на здоровую окружающую среду. Управленческие решения лоббируются бизнес-структурами и не учитывают интересы граждан и природы.
В Новосибирске и вокруг города достаточно пустующих территорий, тем не менее, под застройку почему-то попадают немногочисленные зеленые территории, происходит незаконный захват территорий и вырубка деревьев. Как правило, такие решения объясняются важной социальной необходимостью (строительство жилья для молодых учёных, дельфинария, корпуса университета и т.д.).
Наши граждане всё активнее демонстрируют своё недовольство такими подходами и качеством решения экологических проблем. Блогосфера переполнена критическими материалами, тут и там возникают стихийные движения протеста, объединяющие граждан по болевым проблемам (защита лесов Академгородка, Нарымского сквера, Дендропарка и др.), пишутся обращения в разные инстанции, инициируются судебные иски, проводятся митинги и пикеты.
Реакция государственных институтов на эти действия не всегда адекватна. Вместо диалога и рассмотрения по существу, общественные запросы часто просто игнорируются.
В Новосибирской области проводятся публичные слушания, действуют совет по вопросам природопользования, возглавляемый губернатором, общественные советы при департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды, при Росприроднадзоре по Сибирскому Федеральному округу, при мэрии Новосибирска, но эти институты пока недостаточно способствуют учёту мнения населения при принятии тех или иных решений. Часто это просто заседания для «галочки». Либо общественников зовут уже на финальную часть обсуждения, когда сложно что-то поправить.
Жалобы населения приходят к тому, на кого жалуются, на обращения делаются общие отписки. Контролирующие органы не всегда принципиальны, не в достаточной мере реагируют на сигналы граждан.
Есть проблемы и внутри самого экодвижения. Иногда действия активистов и организаций разрознены, не в полной мере реализуется потенциал всего сообщества, слаба взаимосвязь с другими общественными движениями.
Участники конференции возмущены вырубками лесного фонда, деревьев и кустарников под строительство административных, бизнес центров и жилых зданий, уничтожением зелёных зон, практикой перевода зон рекреации в деловые зоны.
Участники конференции выражают озабоченность планами по изменению Положения Залесовского заказника в Алтайском крае, благодаря которым становится возможной экологически опасная разработка полезных ископаемых в верховьях р. Бердь.
Участники конференции считают недопустимой ситуацию, сложившуюся вокруг аварии на нефтепроводе Омск-Иркутск в 2008, в частности:
— сокрытие информации об аварии;
— неэффективная ликвидация ее последствий;
— неэффективная работа по организации контроля за нефтепроводами, профилактике разливов и реабилитации земель, отсутствие координации в деятельности специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды;
— преследование граждан, пытающихся отстоять свои права.
Участники конференции обеспокоены ухудшением гидрологического, химического и биологического режима реки Обь в результате продолжающейся добычи песка и гравия в её русле и пойме.
Конференция рекомендует:
Полномочному представителю президента по Сибирскому Федеральному округу:
Рассмотреть вопросы, связанные с планами по разработке месторождений золота и бокситов в истоках реки Бердь, на территории Залесовского заказника, с незаконными изменениями Положения о заказнике, разрешающими на его территории рубки леса в целях заготовки древесины интенсивностью 30%, а также разведку и добычу полезных ископаемых. Негативные экологические последствия этих решений затрагивают интересы сразу трёх регионов. Залесовский заказник располагается на территории Алтайского края, на границе с Новосибирской и Кемеровской областями.
Взять на контроль ситуацию с загрязнением нефтью поймы реки Балта, вследствие двух аварий на нефтепроводе Омск -Иркутск в 2008 году. Создать специальную комиссию для изучения всех обстоятельств аварии, провести оценку экологического ущерба и нарушений прав граждан, произошедших в результате разливов нефти, дать оценку действиям должностных лиц.
Губернатору Новосибирской области:
Провести в соответствии с Законом об охране окружающей среды экологическое переобучение и переаттестацию (с включением в аттестационные комиссии представителей общественности) руководителей администрации и проектных организаций, задействованных в строительных проектах, проводящихся на территории Новосибирской области.
Рассмотреть отдельно на совете по природопользованию вопросы, связанные с захватом территории Дендропарка, с застройкой поймы реки Камышевки, строительством в Нарымском сквере, с сохранением всех зелёных зон города Новосибирска, разливом нефти в Мошковском районе, добычей ПГС в русле реки Обь.
Поручить департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды разработать проект Закона о зелёных зонах в Новосибирской области.
Отменить передачу земель Дендрологического парка зоопарку, вернуть забор на прежнее место. Отменить решение о строительстве дельфинария на территории Дендрологического парка, восстановить памятник природы в прежних границах, организовав здесь особый режим охраны. Поручить департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды разработать, совместно с другими экологическими организациями, концепцию благоустройства территории ООПТ «Дендрологический парк» с условием сохранения дендрария, участков естественного леса, местообитаний редких видов растений и животных, живущих на данной территории. Создать специальное областное государственное учреждение, отвечающее за сохранение и развитие территории с созданием при нём общественного экологического Совета, включающего специалистов- ботаников, экологов, ландшафтных дизайнеров. Обратиться к руководителям города и области с предложением рассмотреть вопрос о создании попечительского совета Дендрологического парка. Рассмотреть альтернативные площадки для строительства дельфинария.
Ввести полный запрет добычи песка и гравия в русле реки Обь.
Департаменту лесного хозяйства Новосибирской области:
При проведении планирующегося в 2012 году лесоустройства на территории Новосибирского района максимально полно обеспечить защиту биоразнообразия и сохранение экологических функций лесов, как того требует ст. 1 Лесного кодекса РФ, статьи 3 и 60 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Для этого предлагаем департаменту лесного хозяйства Новосибирской области, в соответствии со статьями 68, 68.2, 102 Лесного кодекса РФ, Правилами проведения лесоустройства (утв. Пост. Правительства РФ от 18.06.07 №377), рассмотреть возможность проектирования заповедных лесных участков на всех территориях, предназначенных для создания ООПТ в Схеме территориального планирования Новосибирского района и во всех выявленных местах обитания и произрастания видов, занесённых в Красные книги России и области; возможность проектирования защитных участков лесов на всех территориях, где они выполняют берегозащитные, почвозащитные функции, расположены вдоль водных объектов, склонов оврагов; в местах произрастания реликтовых и эндемичных растений, местах обитания редких диких животных и на территориях, имеющих важное рекреационное значение для жителей района и Новосибирска.
Мэрии города Новосибирска и городскому Совету депутатов:
Отменить решение о передаче части Нарымского сквера под строительство гостиницы. Увеличить зелёную зону сквера за счёт территории, где предполагалось строительство.
Принять постановление о запрете продажи и потребления спиртных напитков и пива, размещения шашлычных, костров и пр. на территориях городских парков и зелёных зон и в пределах 50 метров от их границ.
Провести обсуждение с участием общественности вопросов, касающихся бездомных животных. Обязать профильные организации вести просвещение и агитацию населения по стерилизации домашних животных. Привести в соответствие с предназначением (учёт животных) деятельность Новосибирского Центра по проблемам домашних животных Запретить Центру массовое уничтожение собак и кошек. Сделать деятельность Центра более прозрачной. Разработать систему общественного контроля его деятельности. Проводить по конкурсу распределение бюджетных средств на отдельные виды работ по регуляции численности (стерилизация) и профилактике безнадзорности кошек и собак. Привлекать к участию в этих конкурсах (тендерах) зоозащитные общественные организации и объединения, имеющие опыт такой деятельности.
Представителям политических партий:
Сформулировать своё отношение к решению экологических проблем в Новосибирской области и сообщить о своих позициях представителям общественности.
Экологическому сообществу:
Организовать общественный мониторинг за деятельностью лиц, принимающих решения, связанные с природоохранной тематикой, предавать максимальной огласке все случаи нарушения законов, нарушения прав граждан на здоровую окружающую среду.
Организовать публичное общественное номинирование на экологическую анти-награду для руководителей организаций Новосибирской области, чьи решения привели к негативным экологическим последствиям.
Спланировать и провести совместные общественные компании (если нужно на федеральном и международном уровне) по злободневным проблемам охраны окружающей среды.
Укрепить консолидацию и координацию внутри движения. Сформировать исполнительные органы для Координационного Совета экологических и общественных организаций Новосибирской области.
Рассмотреть на заседании Координационного совета:
— Обращение жителей села Филиппово, обеспокоенных планами разработки Ордынской циркон-ильменитовой россыпи.
— Обращение Т.И. Постоевой по поводу строительства вертодрома на берегу Оби, в районе Бугринской рощи.
— Предложение от ОМО «Витязь» о создании на базе этой организации координационного штаба по охране окружающей среды прибрежных территорий в Новосибирской области.
— Ситуацию с влиянием автомобильного транспорта на состояние окружающей среды.
— Проблемы обращения с отходами.
Провести следующую конференцию не позднее 5 июня 2012 года (в День защиты окружающей среды).
Направить резолюцию конференции в соответствующие инстанции.
Подготовить обращение о недопустимости горнорудных разработок и рубки леса в верховьях р. Бердь и направить его губернаторам Алтайского края, Новосибирской области и Полномочному представителю президента по Сибирскому Федеральному округу.
Домрачев Валерий Геннадьевич, domrach@mail.ru, 19 марта 2012 г.
Добавить комментарий