Необыкновенная человеческая гнусность творится на улицах Комсомольска-на-Амуре средь бела дня с одобрения власти Города Юности
Прокуратура, антимонопольное ведомство и суд остановили в Комсомольске-на-Амуре многолетний беспредел бездушных чиновников, наделённых властью
Уникальный юридический прецедент создали в городе, получившим обнадёживающее имя Города Юности. Этой весной здесь смогли до конца отстоять право братьев наших меньших на жизнь не только в соответствии с законом, но, хоть и не имеющей силы юридического акта, однако не менее требовательной общечеловеческой морали. Правда, уже после того как муниципальные чиновники с наёмными живодёрами провели в центре Комсомольска-на-Амуре очередную омерзительную «эвтаназию» сотням безнадзорных собак, жестоко сгубив их вместе с дворовыми и хозяйскими любимцами.
Расходы на «биоотходы»
В редакции газеты «Приамурские ведомости» сразу не поверили в то, что городских животных, обездвиженных средь бела дня на глазах у прохожих спецпрепаратом, ещё при жизни обозначили в бюрократической документации как «биологические отходы» и вывезли в беспомощном состоянии на свалку, оставив умирать в мучениях.
Насторожило внезапное исчезновение из соседнего двора уже немолодого и благородного «дворянина» Бима. Гордый пёс на протяжении многих лет стойко переносил сорокаградусные морозы, бескормицу, тяготы существования у почти родных подъездов. Ночуя на тёплых трубах, он вплоть до середины февраля 2012 года встречал своих друзей-пенсионеров и детей как хозяев, регулярно подкармливавших пса и подаривших завсегдатаю дворовых тусовок красивый кожаный ошейник — на счастье.
В тот же день был убит ещё один Бим — на этот раз домашний пёс, имеющий хозяев. Его владелец Юрий Казанцев написал в полицию заявление о привлечении виновных к ответственности. Вскоре, после ознакомления с документами прокуратуры, ФАС и вердиктом арбитражного суда, выяснилось, что оба Бима были просто «утилизированы» в результате открытого аукциона, проведённого Центральным округом администрации Комсомольска-на-Амуре». Четвероногие тёзки вместе с другими друзьями человека были превращены 14.02.2012 с 14 до 15 часов дня в «биомассу» на основании незаконного муниципального контракта с ООО «Деним-А».
Бимы мучительно расставались с жизнью от удушающего действия курареподобного препарата «Адилин-супер», во всех цивилизованных странах запрещённого. Именно это вещество, согласно договору об «услугах» стоимостью 10 087 792 рубля, исполнители обязаны были вводить стреляющими дротиками в 478 безнадзорных животных.
Изуверство чиновников подвигло 4 217 горожан Комсомольска-на-Амуре подписаться под протестным обращением, расклееным в конце зимы по всем автобусным остановкам Города Юности. Чтобы осмыслить эмоции негодующего населения, достаточно обнародовать несколько строк из письма пенсионерки, инвалида 2 группы, в прошлом музыкального работника Ольги Лебедевой (по совету юрисконсульта «Приамурских ведомостей» из цитаты убрана лишь фамилия обвиняемого руководителя, инициировавшего акт садизма):
«Зав. детсадом обратилась к начальнику отдела ЖКХ господину Разину с просьбой истребить всех собак в прилегающих дворах. Приговор был исполнен на людном месте. Это видели и дети, возвращаясь из школы № 51 по проспекту Октябрьскому. Метод истребления ужасен! Животных, в том числе и домашних, не убивали наповал, а только обездвиживали и запихивали в чёрные мешки для мусора. Авторитетные специалисты подтвердили: парализованные существа, находясь в сознании, умирают от двух до пяти суток мучительной смертью. Руководитель дошкольного учреждения одобрила такой способ расправы! Какая ужасающая жестокость! Можно ли такому человеку доверить воспитание наших детей? Решать вам! Мой домашний телефон 54-27-70. Я написала правду и не скрываюсь. С уважением, Ольга Диомидовна».
Достоверность данного факта документально подтвердило и руководство общественной организации «ЗООСПАС» (контактный телефон +79242240620), предоставив также оригиналы тысяч подписей под открытым обращением в защиту животных.
«Куда же делись песики»?
Решением арбитражного судьи Б. И. Сутурина, удовлетворившего 13 марта соответствующее исковое заявление заместителя прокурора Хабаровского края, живодёрский контракт представителя городской администрации Комсомольска-на-Амуре «на отлов и утилизацию безнадзорных животных» признан недействительным.
Меры прокурорского реагирования и судебный вердикт относительно успокоили массовые волнения горожан и, главное, остановили серию истребительных акций, запланированных на весь год – с января по декабрь 2012 года.
Теперь юристам, правозащитникам животных из других населённых пунктов Дальнего Востока есть чем аргументировать очередные иски, есть на что ссылаться, урезонивая заказчиков и исполнителей массовых умерщвлений.
— Технические условия договора с этой подозрительной фирмой, которые мне показали как охотнику с большим стажем, способны ужаснуть и бывалых таежников, — комментирует способ жестокой расправы пожилой приамурский зверолов, попросивший не называть его фамилию. — Мы всегда стараемся как можно скорее избавить любое подстреленное животное от предсмертных мучений. Не жалеем лишней контрольной пули, будь то птица или заяц. А если, скажем, лайка в тайге захворала, бросаем все дела, только чтобы спасти вернейшего друга. А в этом контракте главный термин — «утилизация». Живых тварей превращать в «биоотходы» заживо могут лишь изверги.
Впрочем, у заведующей МДОУ №18 В. Н. Ковалевой, потребовавшей от местной администрации убрать собачий выводок из-под крыльца детсадовской веранды прошлой зимой, действительно, назревала большая проблема. Внештатному корреспонденту «Приамурских ведомостей» Валерию Благодатскому Виктория Николаевна рассказала: «Воспитатели боялись выводить детей на прогулки, а некоторые родители требовали убрать собак с территории учреждения. Но отлов я просила производить с 19 до 6 часов или в выходные дни, а не днём рабочего вторника».
— Заведующая садиком, несущая, безусловно, огромную ответственность за своих подопечных, возможно, даже не вдавалась в тонкости, которыми мэрия намеревалась сопровождать процедуру «утилизации», — считает Александр, отец пятилетнего ребёнка. — Она, как и обеспокоенные родители, ни в чём не виновна. Но как детям теперь объяснять эту адскую технологию отлова? Малыши ведь не отстают с вопросами типа «куда делись их песики»? Многие ребята по-настоящему дружили с этими миролюбивыми дворняжками, получая первые реальные уроки добра.
— В городской травмпункт ежегодно обращаются примерно 400 человек с укусами, — между тем отмечает начальник отдела ЖКХ Центрального округа Комсомольска-на-Амуре Алексей Разин. — Уже в этом году к нам поступило 270 обращений с просьбой об отлове собак, но с 16 февраля представление прокуратуры прервало этот процесс. Мы обязаны реагировать по поводу собачьей агрессии.
Цена приюта
Прокурору, не имеющему права на демонстрацию личных переживаний, пришлось оперировать в суде сухими бесспорными фактами. Например, истец отмечает: порядок отлова и содержания безнадзорных животных в Хабаровском крае (№159-пр), утверждённый правительственным постановлением от 26 мая 2011 года, напрямую обязывает специализированные организации создавать полноценные пункты содержания отловленных особей, обеспечивая им сохранение жизни. Кроме того, «…статьей 137 Гражданского кодекса РФ предусмотрено применение к животным общих правил об имуществе, поскольку …не установлено иное».
Прокурор довёл до органа правосудия и другие важные требования Гражданского кодекса: «Лицо, задержавшее безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник не известен, не позднее трёх дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или орган местного самоуправления. Право собственности может возникнуть не ранее, чем по истечении шести (!) месяцев с момента задержания…». Впрочем, и приобретение права собственности на животных не даёт права на их уничтожение.
Эти достаточно абстрагированные для обывательского восприятия положения, как отмечают юристы, пока не подкреплены финансированием и нигде в России не работают. Но с точки зрения авторитетных адвокатов Приамурья, именно они влияют в конечном счёте на результат непростой тяжбы с бездушными муниципальными управленцами и исполнителями живодёрских «инициатив». Горадминистрации пришлось также срочно поправлять безграмотный текст местного постановления, в котором по отношению к животным применяется явно не правовой термин «бродячие» (вместо «безнадзорные»).
Между тем в соответствии с хабаровским законом «О краевом бюджете на 2012 год» Комсомольску-на-Амуре направлена субвенция в размере 1 миллиона 651 тысячи рублей на решение отдельных государственных полномочий, а именно «для организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, общих для человека и животных». Но только не для жестоких экспериментов над животными и человеческой психикой.
— 772,5 тысячи рублей запланировано на приобретение одного транспортного средства, двух вольеров, пневматического метателя и кремационной печи, — официально отвечает первый заместитель градоначальника Юрий Есипов на коллективное обращение более четырёх тысяч земляков по вопросу создания приюта для собак и принятия проекта программы по сокращению численности бездомных животных гуманными методами. — 793,3 тысячи рублей требуют затраты на отлов, содержание, учёт, кастрацию, стерилизацию, эвтаназию безнадзорных животных, а также ГСМ для их транспортировки.
Этот ответ, к сожалению, не исключает продолжения прицельного метания в животных шприцов с «Адилин-супер». Ведь высокопоставленный чиновник сразу предупреждает, что первоначальная единовременная краевая субвенция даже приблизительно не отвечает соответствующим запросам Комсомольска-на-Амуре, где «требуется не 2, а 220 вольеров как минимум». По информации, предоставленной и. о. руководителя КГБУ «Комсомольская городская станция по борьбе с болезнями животных» О. А. Стародубовой, стоимость услуг по регулированию численности собак (даже по самым экономным подсчётам) превышает сумму субвенции более чем в 20 раз!
Кроме того, вообще никем и никак не продумано текущее содержание современного собачьего приюта с ограждением, вольерами, спецтехникой и спецсредствами. Хотя только обеспечение зарплат персонала, кормления и ветеринарного обеспечения четвероногих подопечных требует 16 миллионов рублей на стартовом этапе. Тут поневоле вспомнишь знаменитый вопрос из речи когда-то молодого команданте Фиделя Кастро: «Какой гуманизм без денег?».
Публичная эвтаназия
Впрочем, в Комсомольске-на-Амуре, к счастью, есть предприниматель Елена Асташова, которая уже не первый год на собственные средства и добровольные пожертвования земляков пытается делать то, о чём только недавно задумались власти всех уровней. Она не просто создала приют для бездомных собак и возглавила общественную организацию, но и как активный член партии «Единая Россия» не раз пыталась вместе с единомышленниками предупредить через правоохранительные органы очередные экзекуции муниципальных истребителей собак, в том числе и акциями протеста на центральной площади Города Юности.
Чиновники, которых она пытается привлечь к ответственности за самоуправство, превышение должностных полномочий, нецелевое расходование бюджетных средств, незаконное предпринимательство, жестокое обращение с животными, откровенно, но безуспешно от неё дистанцируются. Зато контактный номер «ЗООСПАСА» широко известен в городе и его окрестностях, а также спасательным службам МЧС.
— Я надеюсь, что в Комсомольске-на-Амуре, а затем и в других городах начнёт действовать программа, предусматривающая не только финансирование приютов и гуманное регулирование численности четвероногих бомжат, но и целый комплекс мер по воспитанию нового поколения россиян, способных сопереживать боль и страдания братьев наших меньших, — формулирует гражданскую позицию Елена Николаевна. — Закон прямо указывает: государственные полномочия муниципалитета действуют лишь в отношении безнадзорных животных, имеющих явные признаки заболевания бешенством, подтвержденные медучреждением. «Ликвидация болезней животных» — это не повод истреблять всех подряд собак, игнорируя законодательство и общечеловеческую мораль.
По мнению Асташовой, МУП «Спецавтохозяйство СУГ» в течение многих лет занимается деятельностью, не указанной в уставе предприятия, причём с 2006 по 2011 год у муниципалитета не было полномочий на отлов безнадзорных животных. Елена также отмечает: «Несмотря на отсутствие каких-либо правовых оснований, градоначальник Владимир Михалев направлял немалые суммы именно на эти дикие цели. Сколько и кому из этих денег досталась — надо проверять антикоррупционерам». Таким образом, как акцентировала внимание прокуратуры председатель «ЗООСПАСА», трата бюджетных средств на уничтожение «биоотходов» есть не что иное как нецелевое расходование бюджетных средств.
— Только в результате утверждения одного местного Постановления 3073-па от 20.10.2011 «отходами» стали примерно 440 животных, брошенных после дикой уличной охоты в кузов грузовика без освидетельствований, содержания, вакцинации, розыска собственников, — продолжает констатировать Елена факты, направленные в прокуратуру ещё до начала арбитражного процесса. В надзорные органы я представила фото многочисленных жертв противозаконной деятельности мэрии. Среди трупов, кстати, есть и ухоженный пёс породы чау-чау, умирающий на 35-градусном морозе перед входом в банк. Свидетелями убийств уже не раз становились средь бела дня простые горожане. Дети плачут над парализованными собаками, не сдерживают слёз и гнева пожилые люди.
На снимках, пускай они и не лучшего качества, читатели газеты «Приамурские ведомости» могут видеть, как двое четвероклассников застыли в шоке над очередной жертвой муниципальных истребителей. Большинство трупов, как свидетельствуют другие кадры, брошены прямо на детских игровых площадках.
Собачий вопрос
По убеждению 4 217 подписантов публичного обращения к власти, если виновники подобных экзекуций будут и впредь уходить от ответственности, беспредел в Городе Юности продолжится. Между тем действия истребителей городских четвероногих, как было заявлено при подготовке к процессу, напрямую попадают и под юрисдикцию статьи УК РФ 245: «Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних, …совершенное группой лиц по предварительному сговору наказывается …лишением свободы на срок до двух лет».
Большинство ветеринарных работников Комсомольска-на-Амуре, вынужденных ежедневно спасать четвероногих бродяг, доставленных земляками прямо с улиц, комментируют ситуацию не с прагматичностью профессионалов, а с человеческой болью в душе. Уважаемые специалисты местной ветеринарии и кинологии ставят перед властью и обществом острый вопрос:
— Такую ли кончину на генном уровне диктует собакам многовековая история жизни рядом с приручившим их когда-то человеком? Они всегда самоотверженно охраняли наше жильё, без оглядки гибли в схватках с неравным врагом, до заведомо страшного конца тянули тяжёлые грузы по ледяным пустыням, первыми оставались наедине с холодным космосом и безропотно испытывали на себе самые изощрённые медицинские эксперименты во благо человечества.
Учёное сообщество вывело сегодня парадоксальное, но чётко действующее правило: чем более коварными будут действия наших современников по отношению к роду собачьему, тем жестче оно будет мстить укусами, пытаясь выживать среди предавшего его сообщества людей. С этим научным доводом муниципальным чиновникам стоит ознакомиться в первую очередь…
Юрий Ковалев (фото из архива «ЗООСПАС» и Олега Фролова).

Здравствуйте! Я являюсь юристом Благотворительного Фонда защиты животных в г. Чебоксары «Умка». Недавно наш Фонд все-таки добился прокурорского раследования по применению препарата Адилин и отсутствия пункта передержки в городе. Сейчас идет судебный процесс над организацией, которая осуществляла таким образом отлов безнадзорных животных. Могу выслать Вам имеющиеся у меня документы, для запрета через суд применения этого ужасного препарата, который вызывает мучительную смерть животных.