Директор Дальневосточного научно-исследовательского института рынка Вадим Заусаев: То, что нефтяную «трубу» протянули в Приморье, под Находку, а не в Де-Кастри – грубая ошибка для региона в целом
Дальневосточный научно-исследовательский институт рынка в Хабаровске выполняет работы по научно-методическому обеспечению реализации государственной национальной политики в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации. Директор НИИ доктор экономических наук Вадим Заусаев выступил в печати с комментариями очередной стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья.
— С принятием Стратегии развития «Дальний Восток и Байкальский регион» до 2025 года внимание к нашему региону со стороны правительства Российской Федерации выросло. Главная стратегическая цель, которая стоит на Дальнем Востоке, – формирование постоянного населения. В связи с этим принимаются разнообразные институциональные шаги, направленные на активизацию в регионе всех экономических процессов. Одним из первых шагов является создание госкорпорации по развитию Дальнего Востока.
На мой взгляд, идеально бы выглядело сочетание Министерства по развитию и проблемам нашего региона плюс федеральный закон, в котором бы формулировался особый статус Дальнего Востока.
Но в связи с созданием госкорпорации у меня есть и опасения. Они связаны, прежде всего, с тем, что принимается важное для Дальнего Востока решение без детальной научной проработки. Что это будет за корпорация и какие функции она станет выполнять? Какие риски могут возникнуть в отношениях федеральных и региональных властей и бизнес-элит? Не пойдут ли здесь процессы перераспределения собственности, сфер влияния..? Ведь госкорпорация, по определению, должна замыкаться на первых лиц государства. И это, с одной стороны, предполагает высокий уровень ручного управления. А с другой – как бы в стороне остаются представители региональных бизнес-элит.
Без сомнения, дальневосточные региональные власти преследуют свои сугубо локальные интересы, которые связаны с решением сегодняшних тактических задач. Но зачастую из-за этого не решаются общие стратегические задачи.
Посмотрите, на территории Дальнего Востока практически нет глобальных проектов, которые бы связывали несколько регионов Дальнего Востока. Появился проект, связанный с сахалинскими нефтью и газом. Но нет общего решения. Кто-то хочет строить нефтегазопереработку в Приморье, кто-то в Хабаровском крае, а Сахалин говорит – давайте нам. Должна быть общая идея, реализация которой дополняла, а не разъединяла субъекты.
Например, то, что нефтяную «трубу» протянули в Приморье, под Находку, а не в Де-Кастри, на мой взгляд – грубая ошибка для региона в целом. Я считаю, что помимо сложившейся специализации Приморский край – это рекреационная зона Дальнего Востока. Что бы ни говорили, но нефтепереработка со своими современными технологиями всё равно связана с опасностью для экологии. А у нас на Дальнем Востоке не так много мест, где можно отдыхать. Плюс к этому, Приморье – это ещё и воспроизводство морских биоресурсов. Вот основное предназначение этого края! А создание в Де-Кастри мощнейшего логистического нефтегазового узла стало бы новой точкой роста Дальнего Востока.
Я привел этот пример для того, чтобы было понятно, почему подобные проекты должны проходить региональную экспертизу, которая должна учитывать различные региональные факторы. Если госкорпорация будет преследовать стратегические планы, то может пойти по пути коммерциализации. С точки зрения эффективности, «труба» в Находке – самый лучший вариант. А с точки зрения долговременной эффективности – есть варианты и получше.
Дальнему Востоку для развития нужны крупные глобальные проекты. Такие, как космодром в Амурской области, «техноград» на базе Комсомольска-на-Амуре, логистический нефтегазовый центр в Де-Кастри, мощная металлургия в Еврейской автономной областиО, заводы по нефтехимии и нефтепереработке на Сахалине, аквахозяйства в Приморье.
Чем для меня госкорпорация проигрывает профильному министерству – она будет работать по распоряжениям правительства. Если бы было создано министерство с принятием закона, то гарантии были бы более долгосрочными.
Кто должен руководить госкорпорацией? Вопрос больной. Сегодня людей типа Столыпина очень мало. Но я склоняюсь к тому, что во главе корпорации должен встать кто-то из дальневосточников, прошедших хорошую школу управления области или края, который знает проблемы региона.
Когда мы говорим о Хабаровске, то определяем его как селитебный административно-политический центр Дальнего Востока. Южно-Сахалинск – это центр региона, у которого имеются исторические взаимоотношения с Японией и, если позволите, новый формат взаимодействия между регионом и сопредельной страной. Комсомольск-на-Амуре – промышленно-инновационный центр всего Дальнего Востока. Там люди другие, менталитет другой. Ему необходим статус «технограда», чтобы были такие формы хозяйствования, которые позволили восстановить промышленность, машиностроение и другие отрасли.
Если госкорпорация по развитию Дальнего Востока будет учитывать эти особенности и глядеть на много лет вперёд, то, уверен, наш регион ждут хорошие времена.
«Тихоокеанская звезда»

Штаб-квартиру (хэдквотерс) планируют разместить во Владивостоке — поэтому вся эта корпорация будет в первую очередь работать на этот город.. а о развитии придется только мечтать..