Проституция — двигатель прогресса?
Власти Амстердама, озабоченные спасением бюджета города в связи с закрытием кофешопов, торговавших марихуаной, планируют открыть первый в мире роботизированный бордель. Экспериментальные модели «девочек» для цифровых домов терпимости с безупречной кожей из эластичного силикона уже созданы. В отличие от усталых иммигранток из Восточной Европы, они смогут работать 24 часа в сутки без выходных и ежемесячного отпуска, передает ДВ-РОСС.
Открытие киберборделей в Амстердаме станет первым коммерческим применением роботов, похожих на человека, — андроидов. Искусственные герлфрендс уже имеют богатейшую историю в фантастической литературе. Само слово «робот» (от чешского «robota») введено драматургом Карелом Чапеком в пьесе «R.U.R.», сюжет которой основан на отношениях полов в новом, роботизированном мире. Редкая фантастическая антиутопия обходится без упоминания о кибердевушках для сексуальных услуг и связанных с ними морально-этических проблемах, пишет «Новая газета во Владивостоке».
Действительность, однако, куда прозаичнее фантастических романов. В течение всей второй половины XX века основным заказчиком для разработчиков роботов была промышленность: роботизированные линии стали стандартом в автомобильной отрасли, без них невозможно производство микросхем и электронных изделий. Дальнейшая роботизация производств слегка приостановилась в связи с переездом многих технологичных отраслей на Дальний Восток, где еще много дешевой рабочей силы, но исчерпание этого ресурса уже маячит на горизонте.
Другой крупный заказчик роботов — военные. В Ираке и Афганистане роботизированная война стала нормой: в 2008 году в армии США действовало более 12 тысяч многофункциональных боевых роботов и роботов по разминированию; в иракском конфликте использовалось 360 беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Но в любом случае ни промышленности, ни военным не нужны человекоподобные роботы-андроиды: зачем автоматическому солдату крайне сложная в исполнении система прямохождения, если колеса или гусеницы и проще, и намного надежнее? Потому хотя андроиды довольно широко распространены в мире, но это направление до сих пор развивалось лишь в исследовательских или рекламных целях.
В конструировании роботов-андроидов отметились многие коммерческие и научные центры, любительские коллективы и конструкторы-одиночки. В проводящихся с 1993 года мировых чемпионатах среди роботов под названием RoboCup в последние годы участие принимало более 500 команд со всего мира. В RoboCup роботы соревнуются в футболе, в спасении людей и в других категориях (например, в танцах). Организаторы чемпионата считают, что к середине XXI века команда роботов выиграет чемпионат мира по футболу по правилам FIFA у человеческой команды.
Одной из самых известных разработок стал робот ASIMO корпорации Honda с более чем двадцатилетней историей, на примере которого можно представить себе реальные возможности современной техники в конструировании человекоподобных машин. ASIMO может танцевать и бегать со скоростью до 6 км/час, и даже ходить по лестницам. С помощью встроенной видеокамеры ASIMO «узнает» хозяина, приветствует голосом появившегося в поле зрения человека, следит за ним, поворачивая голову в его направлении. Робот распознает жесты, может читать имена людей на прикрепленных на груди карточках, способен идти рядом с человеком, держа его за руку, подавать напитки на подносе и отвечать на телефонные звонки и сообщения по домофону. Его пробовали даже в качестве дирижера симфонического оркестра. Интересно, что ASIMO способен воспринимать речь трех человек одновременно, что обычному человеку недоступно. Робот «умеет» откликаться на собственное имя, а также оборачиваться на неожиданные и тревожные звуки — такие, например, как звук падающей мебели.
Очень многие в мире хотели бы приобрести такого робота, но этому мешает его стоимость — более миллиона долларов. Сейчас произведено более 100 экземпляров робота ASIMO, но они не продаются, а лишь сдаются в аренду по цене от 166 тыс. долларов в год. Понятно, что за такую цену его можно использовать только в рекламных целях: живой секретарь и дешевле, и эффективнее.
Согласно опросу, проведенному компанией Persuadable Research, свыше 68% пользователей интернета выразили желание иметь человекоподобного робота-раба, который мог бы либо выполнять за них работу по дому, либо удовлетворять сексуальные желания. Но лишь каждый пятый респондент согласится отдать за него более 5 тысяч долларов — как видим, «продвинутый интеллектуал» ASIMO в эту категорию не укладывается.
Оценить, какой товар могут предложить за такую сумму, можно на примере разработки японских ученых из университета Васэда, доведенной компанией Axis до коммерческого уровня. Honeydolls («медовые куколки») могут говорить, выполнять произнесенные команды, «контактировать с людьми с помощью мягких рук», издавать различные вздохи и всхлипы и т.д. Стоимость такой «куколки» укладывается в 7 тысяч долларов. Но даже до «интеллекта» ASIMO, не говоря уж о функциях домохозяйки, куклам японских дизайнеров далеко. Примерно на том же уровне находятся и другие разработки, причем одной из самых крупных проблем на сегодняшний день является практическая невозможность снабдить андроида мимикой, сколько-нибудь напоминающей человеческую.
Из всего этого следует очень простой вывод: искусственный интеллект в совокупности с андроидом — очень дорогая штука. Это направление, несмотря на более чем полувековую историю, все-таки находится в зачаточном состоянии — для него просто не существовало адекватного заказчика. Потому инициатива властей Амстердама, несмотря на ее сомнительную основу, может стать той песчинкой, которая обрушит лавину. Это не первый случай, когда прогресс движется самыми низменными побуждениями: четверть века назад дешевые бытовые видеомагнитофоны в формате VHS появились именно потому, что были наиболее удобны для записи порнографии.
С появлением девочек-андроидов мы, без сомнения, получим и новые, ранее неизвестные проблемы. Фантасты в своих творениях уже перебрали, наверное, все возможные варианты отношений людей и роботов: от гуманитарных прав андроидов до безнадежной взаимной влюбленности, теперь мы рискуем столкнуться с ними воочию. Цифровой век уже озадачил общество кучей вопросов, пока остающихся без ответа. Скажем, в связи с военными роботами возникла такая морально-юридическая проблема: можно ли считать оператора БПЛА бойцом одной из воюющих сторон, и если да, то правомерно ли будет нападение на него, находящегося, возможно, на другой стороне земного шара, в центре мирного города, в окружении ничего не подозревающих обывателей? Конечно, до восстаний, забастовок и борьбы за избирательные права роботов еще очень далеко, но вопрос, например, о том, можно ли считать поход в кибербордель супружеской изменой, явно станет актуальным очень быстро. Американский футуролог Дэвид Леви вообще уверен, что через пять десятилетий люди будут даже создавать семьи с электронными любовниками.
По мере удешевления роботизированных секс-бомб следует ожидать и обострения конфликтов на почве конкуренции с живыми жрицами любви. Это только в воображении энтузиаста роботизированного секса профессора Яна Йомана из университета Виктории в Веллингтоне женщины с радостью воспримут «освобождение от сексуального рабства». В реальности те самые иммигрантки, для которых секс-услуги — основная профессия, безусловно, будут активно возражать (а уж реакцию их криминализованных хозяев тем более представить несложно). Вот и посмотрим, удастся ли цифровой реальности поломать традицию с тысячелетней историей.Закажи себе девочку.
Новые путаны Новосибирска уже на сайте.
Добавить комментарий