Газета «Труд»: В России вырастут тарифы ЖКХ и штрафы ГИБДД
С 1 июля в стране увеличатся тарифы ЖКХ и штрафы ГИБДД. Но если платить за газ, воду, электричество и жилье мы будем всего на 15% больше, то наказание за неправильную парковку, движение по полосе общественного транспорта, тонировку передних стекол и нарушение правил движения во дворе вырастет до 30 раз.
В денежном эквиваленте это составит 2,5-3 тысячи рублей для жителей столиц и 1-2 тысячи рублей для жителей остальной России. Суммы немаленькие даже для обеспеченных людей, что говорить о живущих от зарплаты до зарплаты и тем паче безработных.
Оправданны ли они? Принесет ли повышение штрафов изменение ситуации на дорогах? Имеет ли исполнительная власть моральное право брать с нас такие деньги? И в каких случаях? Какими альтернативными методами можно добиваться порядка на дорогах? Эти и другие вопросы «Труд» задал своим экспертам.
— Увеличение штрафов позитивного изменения ситуации на дорогах не принесет, — говорит «Труду» вице-президент Движения автомобилистов России, юрист Леонид Ольшанский. — На любое деяние влияет множество факторов, это азбука криминологии и социологии. Человек паркуется в неположенном месте, потому что ему больше негде припарковаться, а не потому, что он непременно хочет водрузить свой автомобиль на тротуар. Так же и безопасность дорожного движения, и образование пробок зависят от десятков факторов: качество асфальта, освещенность трассы, нервное состояние водителей и так далее. Вырывать из этого множества злонамеренность водителей, часто мнимую, и карать ее — неправильно.
— Но ведь неправильно, что люди оставляют автомобили в третьем ряду от тротуара и уходят? Или паркуют машину так, что трамвай не может проехать? За такие вещи надо наказывать.
— Да, это неправильно, но то, что другие люди по квартирам лазают, тоже неправильно. И если мы за квартирную кражу будем давать вместо 3-8 лет 10-15, эта мера не ликвидирует квартирную кражу как явление. Я хочу сказать, что наказание нужно, но есть меры необходимые, а есть репрессивные. Как можно размер штрафов не привязывать к размерам доходов населения? Такие меры вызовут сильнейшее негодование в обществе.
— Какие, по-вашему, меры надо принять, чтобы люди перестали парковаться на пешеходных переходах или на газонах?
— Строить, строить и строить. Если будет подземный пешеходный переход, водитель не будет хамить пешеходу и парковаться на переходе. Если будет развязка, никто не сможет проехать на красный. Если будут парковочные карманы на дорогах, никто не будет парковаться на трамвайных путях. А вот если кто-то при наличии парковочного кармана все равно оставит свой автомобиль таким образом, что он будет мешать движению, — вот тогда надо применять репрессивные меры.
— В Финляндии — чуть не самой развитой в социальном плане стране мира — тонировка запрещена. Может быть, увеличение штрафов за темные стекла имеет разумное основание?
— Финны живут по законам своей страны. А где-то женщины ходят, закрыв лицо. Ну и что? Каждая страна живет по своим законам, написанным в результате и соответствии с совокупностью множества факторов. В Финляндии запрещена тонировка, но там маленькой женщине не страшно ездить на дорогом автомобиле с прозрачными стеклами — вот что такое совокупность факторов.
Мы расплачиваемся за коррупцию чиновников
— Психологи и социологи утверждают, — говорит «Труду» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, — что увеличение штрафов действует на сознание водителей только в течение первого года. Потом он приспосабливается и находит способы противодействия. В результате, как показывает практика, штрафы у нас постоянно повышаются, а нарушений меньше не становится.
— Но важнее другое: штрафы в 3 тысячи рублей по Москве и по Питеру вызовут колоссальный протест и, наверное, даже бунтарские настроения среди автовладельцев. Потому что, обратите внимание, очень неудачное время выбрано для повышения штрафов. Скоро август, а этот месяц всегда был в России месяцем путчей и прочих политических неприятностей. Сентябрь — тоже месяц кризисный, как говорят политики.
— Думаете, надо было повысить штрафы в октябре?
— Я это не ради красного словца говорю. Представьте себе: август и сентябрь. Люди возвращаются из отпусков. Денег у них нет, потому что все прогуляли в Сочи и окрестностях, и тут в почтовом ящике обнаруживают «письма счастья» с соответствующими суммами внутри. Скажем, пять постановлений о штрафе на 3 тысячи рублей каждый. Платить надо, а нечем. И люди не очень понимают, почему надо платить такие огромные деньги, притом что государство не предоставило им никакой возможности нормально парковать свои автомобили? Те самые автомобили, за которые они исправно платят налоги. Которые они купили в кредит, чтобы ездить на работу, возле которой негде парковаться.
Ведь этими гигантскими штрафами мы будем отвечать за бестолковую градостроительную политику крупных городов, за бездеятельность и коррупцию чиновников.
Почему у нас не предусматривались своевременно, при строительстве домов и дорог, парковочные карманы и парковочные места? Потому что земля в Москве и Питере стоит дорого — зачем отдавать ее под парковки, если можно отдать под строительство очередного здания и получить откат? То есть нам предлагается нести ответственность за то, что кто-то из чиновников получил взятку и вместо 100 парковочных мест вокруг определенного дома оставил 30! Про неинформированность речь не идет — Москва автомобилизировалась последней в мире. Тем же путем прошли до нас Нью-Йорк, Лондон, Париж и десятки других столиц. Все проблемы были известны нашим архитекторам и чиновникам заранее, но для их решения никто палец о палец не ударил.
Недавно видел, как женщина вся в слезах каталась между машинами. Как выяснилось, она опаздывала в больницу к своему ребенку, но не могла припарковать автомобиль. И за то, что она в конце концов бросила машину в неположенном месте, наказывать ее безнравственно…
Я думаю, что сентябрь многое расставит на должные места. Такое впечатление, что агент оппозиции забрался в наше правительство и провел закон об увеличении штрафов. Это лучшая оппозиционная мера.
— Не думаете ли вы, что штрафы поднимают, чтобы отвлечь население от повышения тарифов ЖКХ?
— По крайней мере меня отвлекли. Я за переживаниями вокруг повышения штрафов не знал о повышении ЖКХ.
— Есть ли среди новых штрафов те, которые необходимо было поднять?
— Если кто-то едет по двору со скоростью 60 км/ч, его надо штрафовать. А вот за парковку на газоне и тротуаре — только в том случае, если это не вынужденная мера. Представьте себе: в каждом дворе создано достаточно парковочных мест, но находится один хам, которому обязательно нужно воткнуть машину на газон, детскую площадку или тротуар. Вот для таких я ввел бы штраф 10 тысяч рублей. Но когда деваться некуда!
В настоящее время введение таких штрафов знаете на что похоже? Как если бы в России ввели указ: «После 60 лет все граждане лишаются права на жилье». И одновременно ужесточили ответственность за бомжевание.
Читать на сайте Газеты «Труд»
Добавить комментарий