Российские потребители спасут европейские компании
Российский ВВП в этом году вырастет на 3,5%, прогнозируют в CitiGroup. ВВП еврозоны, напротив, снизится на 1%.
Россия выгодно отличается от Европы и по уровню задолженности. Например, задолженность российских домохозяйств составляет 10%, а европейских – 74%. Госдолг России составляет всего 9%, а Европы – 95%. При этом большая часть российского долга номинирована в рублях – ей не грозит валютный долговой кризис, пишет «Финмаркет».
Кроме того, большинство макроэкономических показателей в стране лучше, чем в ЕС: профицит счёта текущих операций в России в 2012 году составит 6% ВВП, а в 2013 году снизится до примерно 2%. Российское правительство переживает по этому поводу, но по сравнению с Францией, Италией или Испанией, счёт текущих операций которых давно дефицитен, это хорошие цифры.
Аналитики CitiGroup ожидают небольшого профицита бюджета в этом и следующем году. В Европе такую роскошь себе может позволить лишь Швейцария.
Безработица в России сейчас находится на уровне Германии, она намного ниже, чем во Франции, Италии или, тем более, Испании.
В отличие от европейцев у России есть и ещё одно неоспоримое преимущество: собственная валюта и независимый Центробанк, который может проводить необходимую национальной экономике независимую монетарную политику. Сейчас рубль стал намного гибче – это снижает воздействие внешних шоков на российскую экономику.
Кризис в Европе не может сильно повлиять на Россию. Главным продуктом экспорта из России в Европу остаётся газ.
Россия – самая крупная экономика в Европе, с точки зрения численности населения. Уже давно Россия стала самым крупным европейским рынком для потребительских товаров средней и низкой ценовой категории, например, мобильных телефонов, стиральных машин и телевизоров, пива. В 2012 году Россия обойдёт Германию и станет самым крупным рынком по продаже автомобилей.
Уровень проникновения различных товаров и услуг на российский рынок, по сравнению с Европой, остаётся очень невысоким. Аналитики CitiGroup объясняют это тем, что процесс перехода к капитализму не был завершён, а уровень жизни россиян начал расти совсем недавно. Это значит, что потребление в стране будет расти ещё долго, а бизнес сможет экстенсивно развиваться и зарабатывать.
Западные компании уже поворачиваются к России лицом. General Motors заявила, что из-за стагнации в Западной Европе ключевым европейским рынком для компании станет Россия. Наша страна – ключевой фактор роста для таких компаний как Scania, Coca-Cola и Raiffeisen.
Россия представляет собой огромное поле для слияний и поглощений: перспективные рынки совершенно не консолидированы, и компаниям есть, куда расти. Например, доля рынка, контролируемая тремя крупнейшими российскими операторами розничной торговли, ритейлерами, куда ниже доли трёх крупнейших европейских ритейлеров на рынке ЕС.
Однако главный секрет российских компаний в том, что они очень прибыльны. Их рентабельность намного выше, чем у европейских конкурентов. Россия является одним из самых прибыльных мировых рынков.
Дополнительный бонус для инвестора – низкая биржевая стоимость российских активов. Российский фондовый рынок остаётся одним из самых дешёвых, даже по сравнению с кризисной Европой. Большинство секторов, в особенности газовый, банки и сталелитейная промышленность торгуются со значительными скидками к аналогичным компаниям в Европе.
Однако инвестиции в Россию сопряжены с рисками, которые стоит учитывать желающим заработать на российских потребителях и прибылях компаний. Аналитики CitiGroup выделили два универсальных риска, с которыми инвесторам осталось просто смириться. Во-первых, это зависимость от цен на нефть (критическим уровнем для России является 80 долларов за баррель). Во-вторых, это слабая законодательная среда, что ещё раз подтверждает дело «Юкоса». Однако, сообщает «Новый Регион», есть три риска, с которыми иностранные инвесторы всё же могут бороться.
1.Плохое качество корпоративного управления. Во многом это связано с тем, что компаниями управляют крупные акционеры, а не инвесторы.
2.Недостаток ликвидных компаний на рынке, особенно в быстрорастущих секторах.
3.Слабые управленческие команды.
Добавить комментарий