Top.Mail.Ru

В 2012 году в Сахалинской области заработают службы примирения

Примирение. Фотография territoriaprava.ru

«Мирись, мирись, мирись…» — эти слова, известные с детства практически каждому, сами собой выплыли из памяти во время беседы с Еленой Плоховой, ответственным секретарем областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Сахалинской области. В начале июня нынешнего года она побывала на всероссийской научно-практической конференции «Восстановительные практики в России», состоявшейся в Москве. Одним из направлений работы конференции стало изучение опыта школьных служб примирения. Об этом пишет для агентства «Сахалин-Курилы» Евгения Шерешевская.

По мнению Е. Плоховой, служба примирения поможет переориентировать деятельность комиссий по делам несовершеннолетних с применения мер карательно-административного воздействия на настоящую профилактическую воспитательную работу. Именно поэтому уже через месяц после московской конференции она провела презентацию материалов минувшего обсуждения для островных коллег. Затем состоялся тренинг, в котором приняли участие ответственные секретари комиссий по делам несовершеннолетних из 13 муниципальных образований области, а также представители нескольких школ Южно-Сахалинска.

– Идея ее работы – в примирении конфликтующих сторон, – пояснила Е. Плохова.

В службы примирения входят люди, обученные технике медиации, то есть восстановления отношений. Этих людей так и называют – медиаторами. После правонарушения, как правило, жертва и нарушитель находятся в состоянии агрессии, конфликта. И задача медиатора – примирить эти стороны, а в некоторых случаях и помочь им выйти на дальнейшее позитивное сотрудничество.

Кому-то это может показаться нереальным, но существует множество примеров, когда людям, владеющим техникой медиации, удавалось восстановить отношения правонарушителя и потерпевшего. Оказывается, в некоторых случаях пострадавший способен принять извинения со стороны обидчика, или, по крайней мере, осознать мотивы его поступка и как-то с этой ситуацией примириться, извлечь из нее опыт и жить дальше нормальной жизнью. Главное, что человек, которому нанесена телесная или душевная травма, не остается в состоянии обиды, страха и унижения. Это очень важно.

В практике службы примирения одного из российских субъектов был случай применения насилия к несовершеннолетней девочке. Казалось, ничто не поможет ей избавиться от чувства страха, боли, обиды, стыда. Нередко подобные случаи заканчиваются суицидом, но на этот раз было иначе. Медиатор начал разговор с потерпевшей со слов: «Но ведь ты жива, ты можешь ходить по городу, радоваться солнцу… Наша задача обсудить, как ты будешь жить дальше».

– Я была поражена техникой постановки вопросов и поняла, насколько правильно поставленные вопросы могут изменить ситуацию, – поделилась впечатлениями Е. Плохова.

Список вопросов которые медиаторы задают своим собеседникам, формируется очень тщательно. Вопросы задаются в строго определенном порядке, постепенно подводя человека к тому, чтобы он сам сформулировал, что же ему делать дальше, как жить.

Согласитесь, немногие из людей, переживших критическую ситуацию, способны спокойно и беспристрастно проанализировать ее. Медиаторы помогают это сделать. Кроме вопроса о том, какие последствия пережитого оказались самыми тяжелыми, они спрашивают и о том, было ли позитивное влияние данной ситуации.

Звучат и другие вопросы. Например, какой опыт помог снизить влияние ситуации? Какие ваши качества проявились? Что вам важно рассказать вашему обидчику? Что вы могли бы предпринять, чтобы подобная ситуация не повторилась

Согласитесь, мы нередко забываем спросить себя об этих и многих других очень важных вещах. И поэтому часто мы так и не приходим к равновесию, сохраняя крен в сторону обиды и агрессии. Как правило, линия жизни, искривленная под таким углом, вновь и вновь приводит нас к критическим ситуациям. Ведь качество жизни зависит не столько от того, что она приносит нам, сколько от того, что мы вносим в нее.

Работа медиатора очень важна и для человека, совершившего правонарушение, – как для ребенка, так и для взрослого. Стоит отметить, что медиаторы никак не влияют на официальную процедуру наказания. Но если человека только наказывать, он не осознает происходящего в полной мере, а значит, не исключена возможность повторного совершения правонарушения. В случае применения примирительной технологии человек получает возможность выяснить причины того или иного поступка, понять, какие условия его на это толкнули. Иногда он совершенно неожиданно для себя осознает, что чувствует жертва, и искренне раскаивается.

– Это совсем другие аспекты взаимоотношений между людьми. Примирение – практически единственный элемент, позволяющий восстановить нормальные человеческие отношения, – считает Е. Плохова.

Школьные службы примирения действуют сегодня уже в девяти субъектах России, в том числе в Томской, Саратовской, Пермской, Тюменской областях. Как правило, в них входят профессиональный психолог, педагог и старшеклассники. Обычно технологии примирения обучают школьников девятых классов, чтобы они в 10 –11-х классах уже могли работать с ребятами 12–14 лет. Возможно включение в школьную службу примирения и неравнодушных родителей, которые желают помогать не только своему ребенку, но и другим детям.

Чтобы понять преимущества восстановительных практик перед традиционными подходами к случаям правонарушения в подростковой среде, достаточно побывать на заседании комиссии по делам несовершеннолетних.

Е. Плохова рассказала об одном из таких заседаний. На нем рассматривались административные протоколы в отношении родителей трех 12-летних девочек. Две шестиклассницы поколотили свою ровесницу. Одна из школьниц объяснила свое агрессивное поведение тем, что одноклассница пририсовала рожки и усы к ее фотографии в Интернете, а также разместила под ней неприятные надписи. В порыве гнева девочка надавала «художнице» пощечин. На заседании комиссии ее пристыдили и сделали замечание, что драка – не лучший способ выяснения отношений. Девочка плакала и раскаивалась.

Вторая агрессорша, подруга «разрисованной» шестиклассницы, сказала, что в отношении нее в социальных сетях не было никаких провокаций. «Но она на меня всегда косо смотрит в школе, смеется. Поэтому я ей подставила подножку и пнула два раза», – пояснила школьница. В ответ на увещевания членов комиссии она согласилась, что поступила не лучшим образом, но как можно по-другому – она просто не знает.

Что же рассказали родители потерпевшей? Дочь объяснила им, что оскорбительные надписи и рисунки она сделала в порыве гнева, после того как поругалась в школе с одноклассницей. «Но я не знала, что это будет видно всем», – добавила потерпевшая.

– По технологии примирения можно было этот конфликт разобрать правильно, – считает Е. Плохова. – Потому что эта технология позволила бы выяснить, что девочка, которая делала обидные надписи в Интернете, – сама правонарушительница. А на комиссии она рассматривалась как жертва…

Как я поняла из объяснений Е. Плоховой, медиатор – это человек, который умеет не только правильно задать вопрос, но и внимательно, профессионально, слушать своего собеседника, выделяя из его речи, зачастую сбивчивой и невнятной, самое главное.

Первый тренинг, проведенный ею в Южно-Сахалинске, показал, что далеко не все обладают такой способностью. Но этому можно научиться.

– Главная задача – найти людей, чей энтузиазм позволит им принять участие в учебе и в начальной стадии реализации проекта, – отметила Е. Плохова.

По ее словам, создание служб примирения сегодня уже не просто идея. Данный проект реализуется под патронатом заместителя председателя правительства Сахалинской области Ирины Трутневой. Планируется первоначально не охватывать всю область. Первые службы примирения должны появиться в пяти муниципальных образованиях: Невельском, Ногликском, Охинском, Смирныховском и Корсаковском районах.

В ноябре 2012 года группы по четверо–пятеро человек из этих районов должны прибыть в областной центр на учебу. Проведет занятия президент центра судебно-правовых реформ Москвы Рустем Максудов, имеющий большой опыт тренинговой работы. В группу обязательно будет входить ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних, психолог и социальный педагог школы. После прохождения учебы новоиспеченные медиаторы до конца года обучат основам полученных знаний человек по десять старших школьников. Возможно, следующим этапом для ребят станет участие в работе летнего лагеря по соответствующей тематике. Существует задумка сделать их учебу частью программы детского движения «Лидер».

Есть уверенность, что школьные службы примирения станут реальностью уже в ближайшее время. И есть надежда, что они помогут сбалансировать отношения подростков как со взрослыми, так и между собой.

В Пермской области технологии примирения успешно применены в 437 случаях совершения правонарушений. Причем 65% этих случаев относятся к уголовной практике, 29% – к общественно опасным деяниям, шесть процентов. – к административным правонарушениям.

Интересен и тот факт, что в более чем 50% случаев в роли потерпевших выступали взрослые, а в роли нарушителей – дети. Стоит отметить, что уровень детской преступности в Пермской области – один из самых низких по России.

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика