Top.Mail.Ru

Войны-дальневосточники во время Сталинградской битвы: «За Волгой для нас земли нет!»

Участники Сталинградской битвы. Фотография с сайта oknatass.ru

Сталинградская битва — самое кровопролитное сражение в истории человечества. Её официальным началом считается 17 июля 1942 года. В этот день на западном берегу Дона передовые отряды 62-й и 64-й армий вступили в бой с авангардами 6-й немецкой армии Паулюса, рвущейся к Сталинграду. Об этом пишет «Тихоокеанская звезда».

Здесь, на донских и волжских просторах, в период с 17 июля 1942 года и по 2 февраля 1943 года разворачивались самые драматические события Великой Отечественной войны и Второй мировой, завершившиеся победой Красной армии.
Нелегко далась эта победа. Миллионами человеческих жизней заплатили за неё народы Советского Союза. Одержанная под Сталинградом победа явилась победой всего советского народа, результатом несгибаемой стойкости, мужества и героизма советских воинов.

Свой вклад в победу внесли воины-дальневосточники, сражавшиеся под Сталинградом в составе восьми дальневосточных стрелковых дивизий, других соединений и частей.

В подготовленной для «Тихоокеанской звезды» статье Валерий Петренко рассказывает о действиях дальневосточных дивизий в оборонительный период Сталинградской битвы.

Весной и в начале лета 1942 года обстановка на советско-германском фронте вновь резко ухудшилась. Самое тяжёлое положение сложилось на юго-западном и южном стратегических направлениях, где противнику удалось нанести серьёзное поражение войскам Юго-Западного и Южного фронтов, прорвать оборону советских войск на 650-километровом фронте между Таганрогом и Курском и к середине июля выйти в большую излучину Дона. Советскому Верховному главнокомандованию опять, как и в 1941 году, приходилось спешно организовывать оборону на новых рубежах, а также выдвигать сюда резервы из глубины страны для того, чтобы сдержать и остановить наступление врага.

В эти тревожные дни в Хабаровск, в адрес командующего войсками Дальневосточного фронта генерала армии Иосифа Родионовича Апанасенко поступила директива Генштаба, которой предписывалось: «Отправить из состава войск Дальневосточного фронта в резерв Верховного главнокомандования следующие стрелковые соединения: 205 стр. дивизию — из Хабаровска; 96 стр. дивизию — из Куйбышевки (Белогорск), Завитой; 204 стр. дивизию — из Черемхово; 422 стр. дивизию — из Розенгартовки; 87 стр. дивизию — из Спасска; 208 стр. дивизию — из Славянки; 126 стр. дивизию — из Раздольного, Пуциловки; 98 стр. дивизию — из Хороля; 250 стр. бригаду — из Биробиджана; 258 стр. бригаду — из Занадворовки, Приморье; 253 стр. бригаду — из Шкотово».

Это были самые боеспособные соединения Дальневосточного фронта. Ещё совсем недавно, в июне, их боевую выучку командование Дальневосточного фронта проверяло в присутствии представителей Ставки. И вот теперь им предстояло сразиться с ненавистным врагом и на практике проявить своё воинское мастерство. Все дивизии, перечисленные в директиве, направлялись под Сталинград. И только три курсантские стрелковые бригады — 250-я, 253-я, 258-я — были отправлены на Брянский фронт, где участвовали в ожесточённых боях под Воронежем.

Выполняя приказ Ставки, руководство Дальневосточного фронта приложило все усилия, чтобы доукомплектовать соединения необходимым вооружением, боеприпасами и материальными средствами. И уже с 12 июля со станций погрузки в западном направлении начали убывать первые эшелоны. Им везде был открыт зелёный свет, и на запад, под Сталинград, эшелоны неслись со скоростью курьерских поездов.

Пока дальневосточные соединения следовали к фронту, обстановка на сталинградском направлении продолжала ухудшаться. 17 июля на рубеже рек Чир и Цимла передовые отряды 62-й и 64-й армий вступили в бой с авангардами 6-й немецкой армии Паулюса. Так началась Сталинградская битва. Войска наших армий стремились сдержать продвижение противника на дальних подступах к Сталинграду в большой излучине Дона и выиграть время, которое было необходимо для того, чтобы подтянуть к Сталинграду войска из резерва Ставки и развернуть их для занятия обороны.

Между тем, оборонительные бои советских войск в излучине Дона продолжали развертываться с постепенно нарастающей силой. К исходу 26 июля передовые немецкие части вышли к правому берегу Дона в 20 километрах севернее Калача. Возникла реальная угроза прорыва немецко-фашистских войск к Сталинграду.

В эти трудные и трагические дни под Сталинград прибывали стрелковые дивизии из Сибири, Средней Азии, Забайкалья и с Дальнего Востока.

28 июля 1942 года народный комиссар обороны И.В. Сталин обратился к Красной армии с приказом № 227, в котором с суровой прямотой охарактеризовал создавшееся положение, потребовал усилить сопротивление врагу и во что бы то ни стало остановить его наступление. «Пора кончать отступление, — отмечалось в приказе. — Ни шагу назад!» В этом лозунге воплощалась вся сущность приказа № 227.

Дальневосточные дивизии прибыли на фронт в самый напряжённый период оборонительного сражения. В это время дальневосточники сражались с врагом на дальних и ближних подступах к Сталинграду, на его окраинах и непосредственно в самом городе.

Северо-западнее Сталинграда, под Серафимовичами, в составе 21-й армии генерал-майора Алексея Ильича Данилова с 9 августа в борьбу с врагом вступила 96-я стрелковая дивизия, которой командовал полковник Дмитрий Сергеевич Жеребин. По приказу командования в ночь на 13 августа её части форсировали Дон и к 15 августа овладели хутором Затонским, а к исходу 26 августа освободили город Серафимовичи. В дальнейшем дивизия вела упорную борьбу по удержанию плацдарма в районе Серафимовичей, которая продолжалась до 19 ноября. Отвоёванный нашими войсками и удерживаемый в течение двух с половиной месяцев плацдарм на правом берегу Дона сыграл огромную роль в последующем контрнаступлении советских войск. Большая роль в захвате и удержании этого важнейшего плацдарма на Дону принадлежала дальневосточной 96-й стрелковой дивизии.

Влившаяся в составе 62-й армии генерал-лейтенанта Антона Ивановича Лопатина, 98-я стрелковая дивизия под командованием полковника Иосифа Федоровича Баринова с 15 августа заняла оборону по левому берегу Дона в районе Песковатки и хутора Вертячего. С 17 августа дивизия вела борьбу с немецкой группировкой, захватившей плацдарм в этом районе. В течение недели её части удерживали занимаемый рубеж, в ходе ожесточённых и кровопролитных боёв понесли крупные потери, но пополнения не получили. Между тем, немецкое командование продолжало наращивать свои силы на плацдарме. С утра 23 августа немецкие войска нанесли мощный удар, смяли оборону дивизии и стали стремительно продвигаться в направлении Сталинграда. Оборонявшаяся по периметру плацдарма одна 98-я стрелковая дивизия в первые часы вражеского наступления была рассечена танковым ударом и в течение недели разрозненными подразделениями вела бои в окружении. Только небольшой части (около 700 человек) удалось вырваться из окружения. Остатки 98-й стрелковой дивизии после выхода из окружения заняли оборону в пределах городского оборонительного обвода, а с началом боёв за Сталинград участвовали в ожесточённых и кровопролитных боях в черте города. В середине сентября их вывели на левый берег Волги и отправили в район Тамбова на переформирование.

87-я стрелковая дивизия полковника Александра Игнатьевича Казарцева с 9 августа перешла к обороне на сталинградском обводе за соединениями и частями 62-й армии. Когда 23 августа немецкий 14-й танковый корпус прорвал оборону войск армии в районе Песковатки и хутора Вертячий и стал развивать наступление к Сталинграду, дивизия получила приказ: нанести контрудар по прорвавшейся группировке и остановить её продвижение. Выдвигаясь к фронту, соединение попало под удар авиации и танков противника и было рассечено на две колонны. Но в этой сложной обстановке встречного боя воины дивизии не дрогнули и оказали противнику героическое сопротивление.

Именно в эти знойные августовские дни в районе хутора Малая Россошка 33 воина 87-й стрелковой дивизии под командованием младшего лейтенанта Георгия Стрелкова и младшего политрука Алексея Евтифеева совершили массовый подвиг, вошедший в героическую летопись Сталинградской битвы. Вооружённые стрелковым оружием, одним противотанковым ружьём, а также гранатами и бутылками с зажигательной смесью, они два дня держали оборону и вели трудный бой с превосходящими силами немцев. За это время подбили 29 танков и уничтожили около 130 немецких солдат. Семь участников этого беспримерного боя были награждены орденом Ленина, двенадцать — орденом Красного Знамени, семь — медалью «За отвагу» и шесть — «За боевые заслуги». Все они остались живы и после выхода из окружения продолжали участвовать в боях по обороне Сталинграда.

После выхода из окружения части 87-й стрелковой дивизии отошли к Сталинграду и заняли оборону в пределах городского оборонительного обвода. С началом боёв за Сталинград они участвовали в ожесточённых и кровопролитных боях на городском обводе и в самом городе в районе тракторного завода. Ввиду больших потерь 14 сентября дивизию вывели из боя и отправили на переформирование в район города Камышина.

Одной из первых в конце июля под Сталинград прибыла 205-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Ивана Алексеевича Макаренко. С прибытием в район Сталинграда дивизия поступила в состав 4-й танковой армии и, совершив марш вдоль левого берега Дона, вышла на рубеж от Верхне-Гниловского до Песковатки, где с 29 июля перешла к обороне с задачей не допустить переправы противника на левый берег Дона. Но через три дня дивизия получила новый приказ, переправилась на правый берег и заняла позиции в малой излучине Дона. Здесь она усилила оборону ослабленной в боях 4-й танковой армии генерала Василия Крючёнкина, отражавшей удары танковых и моторизованных соединений 6-й армии Паулюса. В последующем, со 2 по 14 августа, 205-я дивизия вела упорные оборонительные бои по удержанию занимаемых позиций.

С 7 августа 6-я армия Паулюса начала новую операцию против наших армий с целью ликвидации всех наших плацдармов в малой излучине Дона. Первоначально ударам противника подверглись 1-я танковая и 62-я армии, которые за пять суток боёв потерпели серьезное поражение. 4-я танковая армия генерала Крючёнкина, удерживавшая рубеж от Мело-Клетского до Большенабатовского, 15 августа также была атакована противником, перешедшим в наступление.

Противнику удалось прорвать фронт и замкнуть в кольце измотанные в предыдущих боях части 205-й и 192-й стрелковых дивизий. Двое суток наши воины мужественно отбивали атаки врага в малой излучине Дона и стояли здесь насмерть. На левый берег Дона оставшиеся в живых воины 205-й стрелковой дивизии выходили малыми группами. Многие из них погибли, переправляясь через реку. По неполным данным, в дивизии из окружения вышли всего около 700 человек. После выхода из окружения все они влились в состав других соединений и продолжали участвовать в оборонительных боях за Сталинград. В конце августа 1942 года директивой Ставки 205-я стрелковая дивизия была расформирована, так как к этому времени она практически перестала существовать.

Первой из дальневосточных дивизий в район Сталинграда прибыла 204-я стрелковая дивизия полковника Александра Васильевича Скворцова. 25 июля она выгрузилась на станции Орловка и поступила в состав 1-й танковой армии Сталинградского фронта. Дивизия получила задачу занять и удерживать оборонительный рубеж в малой излучине Дона западнее Калача. 28 июля, после совершения 100-километрового марша, её части сосредоточились в районе Калача на левом берегу Дона. Во время марша, проходившего по открытой степной местности, и переправы через Дон части дивизии понесли первые потери от бомбёжек вражеской авиации.

В период, когда дивизия переправлялась на правый берег Дона, тяжёлая обстановка сложилась в полосе соседней 64-й армии генерал-майора Михаила Семеновича Шумилова. Здесь началось наступление немецкой 4-й танковой армии генерала Гота. В связи с этим 204-я дивизия была переподчинена 64-й армии и 29 июля заняла оборону западнее Нижне-Чирской. С самолетов противник обнаружил её позиции и подверг части дивизии артобстрелу и бомбёжкам. На рассвете следующего дня противник перешёл в атаку и в нескольких местах вклинился в оборону дивизии. Но сильный артиллерийский огонь истребительно-противотанковых полков, настойчивые контратаки наших воинов заставили врага отойти назад и перейти к обороне.

После неудачных попыток форсировать Дон у Калача противник перегруппировал свои войска, создав две ударные группировки. Одна из них 31 июля нанесла удар по соседней 51-й армии. Через два дня немецкие войска взяли Котельниково и вышли к реке Аксай, что создало угрозу левому флангу 64-й армии. В сложившейся обстановке советское командование отвело на левый берег Дона 204-ю стрелковую дивизию и другие соединения, оборонявшиеся в междуречье Чира и Дона, и усилило ими левый фланг армии на участке от Абганерово до Плодовитое. С 9 августа 204-я дивизия участвовала в контрударе армии, ликвидировала прорыв противника в районе разъезда 74-й километр, станций Тингута и Абганерово. Двое суток в районе разъезда 74-й километр шли ожесточённые и кровопролитные бои с частями трёх вражеских дивизий, в результате которых наши бойцы отбросили немецкие части и штурмом овладели разъездом. Восстановив оборонительный рубеж, части дивизии прочно закрепились на нём и стойко оборонялись здесь до 29 августа. Трудные бои продолжались круглосуточно. Грохот артиллерийской канонады, шум бомбёжек не стихали ни днём, ни ночью. Противнику несколько раз удавалось вклиниться в оборону частей дивизии, но всякий раз эти вклинения отражались при поддержке соседних соединений и резервов армии.

29 августа части 204-й стрелковой отошли на средний оборонительный обвод на рубеж от Песчанки до Стародубовки, где закрепились и вели упорные бои до 12 сентября. Затем дивизия вела бои на городском обводе и в самом городе. Защищая Сталинград, её воины стояли насмерть. Они вели бой с захватчиками до последнего патрона, последней гранаты. Их девизом стали лозунги: «За Волгой для нас земли нет!» и «Сталинградцы не сдаются!». В последующем 204-я стрелковая дивизия стойко оборонялась в пределах городского оборонительного обвода на юго-западной окраине и в южной части Сталинграда. Немцы рассчитывали взять Сталинград 25 июля. Однако прошли сентябрь и октябрь, наступил ноябрь, а Сталинград был неприступен. Дивизия несла тяжёлые потери, но выполняла приказ стоять насмерть. Каждый её солдат и командир бился с врагом самоотверженно, храбро. Героических примеров тому не счесть.

В конце июля 1942 года упорные и ожесточённые бои развернулись к юго-западу от Сталинграда вдоль железной дороги Тихорецк — Сталинград, где вела наступление 4-я танковая армия Гота. Оборону на этом направлении держали соединения и части 51-й армии под командованием генерал-майора Трофима Калиновича Коломийца. 30 июля немецкая группировка перешла в наступление и прорвала оборону советских войск. Чтобы восстановить положение, из резерва фронта в состав 51-й армии была передана прибывшая с Дальнего Востока 208-я стрелковая дивизия, которой командовал полковник Константин Михайлович Воскобойников. Ей была поставлена задача совершить перевозку в район Котельниково, где занять оборону и остановить наступление немецких войск. Но обстановка на фронте менялась стремительно, и уже 2 августа выгружавшийся в Котельниково передовой полк дивизии попал под немецкую бомбёжку и принял бой с подошедшими к станции частями 4-й танковой армии Гота. Мало кто уцелел в этом бою. Это была первая крупная потеря для дивизии.

В сложной и полной трагизма обстановке части и подразделения 208-й дивизии дальневосточников не растерялись и не разбежались, они сохранили готовность сразиться с врагом. О чем свидетельством служат воспоминания маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова (в тот период он был генерал-лейтенантом, заместителем командующего 64-й армией), под руководством которого 208-я стрелковая дивизия вела бои на реке Аксай. Вот как он описал свою встречу 3 августа 1942 года с воинами дальневосточной дивизии: «Возле разъезда Небыковский (расположен в 70 километрах от ст. Котельниково. — Авт.) батальон бойцов 208-й стрелковой дивизии, развернувшись цепью фронтом на юг, рыл окопы. Командир батальона доложил, что, узнав от отходящих с юга о появлении немецких танков в Котельниково, он по своей инициативе решил занять оборону». Комбат-дальневосточник и его подчинённые — неизвестные герои борьбы за Сталинград. В эти трагические августовские дни 1942 года они готовы были жертвовать своими жизнями в битве за родную землю, но не отступить.

Чтобы задержать наступление прорвавшейся в район Котельниково неприятельской группировки, 3 августа по приказу командования Сталинградского фронта была создана оперативная группа под командованием генерал-лейтенанта Василия Чуйкова. В её состав, вместе с другими соединениями, и вошла 208-я стрелковая дивизия. По приказу генерал-лейтенанта Чуйкова в ночь на 4 августа её части отошли за реку Аксай и заняли оборону на её правом берегу. Сдерживая наступление соединений 4-й танковой армии Гота, соединения оперативной группы в течение двух дней вели упорные и ожесточённые бои по рубежу реки Аксай. Их упорной обороной было задержано наступление противника вдоль железной дороги Тихорецк — Сталинград. Это позволило левофланговым соединениям 64-й армии создать оборону по реке Мышкова.

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

3 Responses to Войны-дальневосточники во время Сталинградской битвы: «За Волгой для нас земли нет!»

  1. Аноним:

    Ищу следы участия своего отца 672 артполк 295 стрелковой дивизии 1-го формирования. Жаксылыков (Жаксалыков) Сали

  2. Татьяна:

    Ищу своего деда, Пряхина Михаила Петровича. Он служил на Дальнем востоке с 1936 года и его дивизия была переброшена под Сталинград. Как он погиб и где его могила? Если есть информация, сообщите пожалуйста.Спасибо. Вот мой эл.адрес tatiana.serdiuk@gmail.com

  3. Читала статью и восхищалась мужеством наших бойцов.Умирали, из последних сил держали оборону, но не сдавались.Статья читается легко, написано понятным языком и обо всём подробно. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика