«Сумма» и FESCO скупают акции «ТрансКонтейнера»?
Миноритарный акционер ОАО «ТрансКонтейнер» группа FESCO (базовая компания ОАО «Дальневосточное морское пароходство») отрицает скупку акций «ТрансКонтейнера» с рынка, при этом эксперты отмечают, что акции железнодорожного оператора действительно практически исчезли из свободного обращения. Об этом сообщает «ИнвестГУРУ».
В пятницу газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники сообщила, что группа «Сумма» и FESCO скупают с рынка акции железнодорожного оператора.
«Доля FESCO в уставном капитале «Трансконтейнера» никак не изменилась. Если бы FESCO приняла решение довести свой пакет до блокирующего, мы были бы вынуждены уведомить эмитента и соответствующие органы», — сообщил агентству «Прайм» вице-президент группы по корпоративным коммуникациям Станислав Вартанян.
В группе «Сумма», которая в ближайшее время планирует закрыть сделку по покупке около 70% акций FESCO (и уже выкупила около 15% акций пароходства), от комментариев отказались.
Крупнейшим акционером «ТрансКонтейнера» являются РЖД, владеющие 50% плюс одна акция. FESCO принадлежит 21,1%, ЕБРР — около девяти процентов, доверительному управляющему резервами НПФ «Благосостояние» — 5,2%.
По данным «Ведомостей», FESCO уже увеличила свою долю с 21,1% до 23%, а «Сумма» планирует купить пять процентов акций. В последние месяцы велась скупка бумаг «ТрансКонтейнера», и акции фактически исчезли с рынка.
Аналитики, опрошенные агентством «Прайм», это подтверждают, отмечая, что free float компании очень низкий в последнее время — всего около 10-13%, что свидетельствует о том, что весомая часть акций скуплена с рынка.
«В последние месяцы торги очень вялотекущие», — говорят аналитики.
Наибольший объем торгов на Лондонской фондовой бирже наблюдался в октябре 2011 года и январе 2012 года, начиная с апреля объем торгов резко сократился.
Вероятность того, что акции железнодорожного оператора купила «Сумма» велика, считает аналитик из Rye, Man & Gor Securities Елена Садовская.
«Для «Суммы» в рамках сделки по покупке FESCO не так интересна сама компания, как ее актив — «ТрансКонтейнер». Сразу, как только «Сумма» заявила о сделке, руководство группы сообщило, что намерено участвовать в приватизации оператора. РЖД не хочет отдавать свою долю в «ТрансКонтейнере», а «Сумма» не будет довольствоваться блокпакетом. Она намерена купить FESCO и через приватизацию нарастить долю», — рассуждает Садовская.
Однако аналитик сомневается в том, что планы «Суммы» реализуются. По ее словам, глава РЖД Владимир Якунин не позволит лишить его своей прибыльной «дочки», и возможно, если учесть хорошие взаимоотношения Якунина с политическими верхами, «ТрансКонтейнер» останется у РЖД.
Она также отмечает, что остальные акционеры «ТрансКонтейнера» — ЕБРР и НПФ «Благосостояние» — также не заинтересованы в выходе из уставного капитала компании.
Аналитик Газпромбанка Алексей Астапов разделяет мнение Садовской о том, что большая часть с рынка акций «ТрансКонтейнера» ушла в руки FESCO и «Суммы». «Ликвидность исчезла, акций нет на бирже» — говорит Астапов.
Споры вокруг приватизации оставшегося у ОАО «РЖД» 50-процентного пакета акций «ТрансКонтейера» длятся не первый год. Но если в 2011 году обсуждался размер продаваемого пакета, то в 2012 году встал вопрос о дальнейшей приватизации железнодорожного оператора.
Минтранс и Минэкономразвития выступали за продажу всех 50% акций оператора, оставшихся у РЖД. При этом Якунин говорил о целесообразности продажи только 25% акций «ТрансКонтейнера» и после 2013 года. В итоге в 2011 году решения о приватизации так и не было принято.
О своем желании купить акции железнодорожного оператора заявляли группа FESCO, «Сумма» Зиявудина Магомедова, крупнейший частный железнодорожный оператор Globaltrans и структуры Владимира Лисина.
Несмотря на это, РЖД решили по-своему решить вопрос с дальнейшей приватизацией своей столь популярной «дочки». В июне было объявлено, что Россия, Белоруссия и Казахстан договорились о создании совместной компании по организации железнодорожных контейнерных перевозок. Ее стоимость может превысить два миллиарда долларов. РЖД внесет в объединенную логистическую компанию 50% плюс одна акция ОАО «ТрансКонтейнер».
Якунин в четверг подтвердил, что создание этого СП и внесение в него акций «ТрансКонтейнера» он считает правильным и оптимальным решением. Группа FESCO выступила против идеи передачи акций оператора в эту логистическую компанию, отметив, что это противоречит тем обещания, которые были даны при проведении IPO «ТрансКонтейера». Такой же позиции придерживается и группа «Сумма».
Минэкономразвития также выступило против отмены приватизации «ТрансКонтейнера». Первый вице-премьер Игорь Шувалов говорил, что премьер-министры стран Таможенного союза на встрече 15 июня лишь предварительно одобрили передачу акций «ТрансКонтейнера» в объединенную логистическую компанию, и вопрос еще окончательно не решен.
ОАО «ТрансКонтейнер», созданное в марте 2006 года, эксплуатирует около 25,5 тысячи платформ, собственную сеть железнодорожных терминалов на 46 железнодорожных станциях в России — от Санкт-Петербурга до Владивостока — и управляет одним терминалом в Словакии. Объемы перевозок «ТрансКонтейнера», по предварительным операционным данным, в 2011 году выросли на 13,3% и составили 1,362 миллиона TEU.
Чистая прибыль «ТрансКонтейнера» по МСФО по итогам 2011 года составила 3,84 миллиарда рублей, выручка — 30,876 миллиарда рублей, EBITDA — 8,448 миллиарда рублей.
Добавить комментарий