Чем грозят дальневосточникам последствия аварии на «Фукусиме»?
Определить последствия катастрофы на японской АЭС «Фукусима-1» для Дальнего Востока России намерены участники научной экспедиции, которая отправится сначала к Японским, затем Курильским островам из Владивостока во второй половине августа на борту научно-исследовательского судна «Профессор Мультановский».
О задачах экспедиции рассказал Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. Предстоит провести отбор проб воды (всего 30 проб) и атмосферного воздуха (28 проб), а также проб морской флоры и фауны. «Нас будут интересовать острова Уруп и Парамушир. Дело в том, что радионуклиды падали на морскую гладь и растворялись очень быстро. А эти два острова – тестовые объекты. Если радионуклиды на них упали, то мы будем знать истинный объём выпавших радиационных осадков», – Онищенко.
Он назвал это общественно значимое путешествие «несравнимым в своём научном багаже», который потом в течение нескольких лет будет подвергаться подробному анализу и осмыслению. Также кроме морской состоится ещё и сухопутная экспедиция на Курилы, Сахалин, в Приморский край, но точные сроки её неизвестны, в отличие от морской, которая ориентировочно развернётся с 17 августа по 14 сентября.
Последствия трагедии на Фукусиме российский учёные отслеживали и в прошлом году, когда с 22 апреля по 22 мая находились в экспедиционном рейсе, напоминает www.nkj.ru. По уверениям специалистов, прошлогоднее плавание показало: хотя выбросы в атмосферу радиоактивных веществ в ходе аварии и были, но вредные элементы на территорию России попасть не могли – благодаря розе ветров на тот момент. Вместе с тем, уже в первое время после катастрофы на российском Дальнем Востоке обследовали 483 самолёта, 908 морских судов, более 42 тысяч человек, 500 тысяч партий грузов и свыше 150 тысяч единиц автотехники, прибывших из Японии. Пристальное внимание было уделено продуктам питания. На ряд провинций Японии, где наблюдались интенсивные выпадения осадков, наложили ограничения.
Но сегодня есть основания для обеспокоенности. С японской стороной происходит постоянный обмен данными. Как сообщил главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко, беспокойство начинает вызывать «целый ряд морских рыб»: морской карась, камбала двухцветная и япономорская, терпуг морской, а также палтусовый дальневосточный морской карась, которые сегодня начинают «фонить». По словам Г.Онищенко, после аварии в воду попало большое количество радионуклидов, которые растворились в воде, но они находятся в настолько ничтожной концентрации, что сами по себе не опасны. Однако оседание в планктоне и прохождение по пищевым цепочкам рано или поздно должно было себя проявить. Пока вышеназванные рыбы к берегам России не подходят, но вероятность возможной опасности необходимо уточнить совместно с ихтиологами – это и будет одной из задач экспедиции.
Главный санитарный врач также сообщил, что он вместе с рядом специалистов и учёных заканчивает написание монографии, «обобщённого научного труда», в который вошли результаты работы многих участников первой экспедиции. «Он станет, если и не Библией для последующего изучения этой японской трагедии, то во всяком случае одним из главных трудов, на который в дальнейшем будут ссылаться», – считает глава Роспотребнадзора. Он пообещал, что о выходе книги в свет объявят отдельно, пишет Сергей Смирнов.
Как сообщил начальник будущего рейса Александр Севастьянов, она проводится под эгидой Русского географического общества (РГО) и при поддержке Минобрнауки и Росгидрометеоцентра. А.Севастьянов сказал, что старт экспедиции намечен из Владивостока. Планируется пройти восточнее Японских островов, вдоль Курильской гряды и обратно через пролив Лаперуза вернутся к Приморью, причалив во Владивостоке.
Добавить комментарий