Российским компаниям рекомендовали использовать Саммит АТЭС для «наведения мостов» в Чили, Перу и Мексику
Латинскую Америку в Форуме АТЭС представляют Мексика, Перу и Чили. Изъявляет желание пополнить этот список и Колумбия. Какую реальную роль латиноамериканская «тройка» играет в Форуме, насколько она самостоятельна и есть ли смысл для России как-то использовать латиноамериканский потенциал? Об этом передает ДВ-РОСС со ссылкой на «Голос России».
Исторический опыт латиноамериканских стран в качестве принимающих сторон Саммита АТЭС накоплен достаточно большой. В 2002 году Лос-Кабос (Мексика) принимал гостей Форума. Тогда мексиканский дух сподвиг лидеров стран сделать заявление о необходимости выполнения «стандартов транспарентности» (Transperency Standarts) и др. В Сантьяго (Чили, 2004) был сформулирован новый слоган Форума – «Единое сообщество – наше будущее». Было подчеркнуто, что «борьба с коррупцией и обеспечение транспарентности являются важными инструментами развития экономик». И, наконец, в Лиме (Перу, 2008) лидеры 21 экономики приняли декларацию под названием — «Новые обязательства по развитию АТЭС», которые сводились к намерениям воздерживаться от «наращивания протекционизма в условиях финансового кризиса и содействовать скорейшему завершению Дохийского раунда многосторонних торговых переговоров». Другими словами, каждая из трех стран успешно прошла испытания, которые предстоят России в сентябре во Владивостоке.
Понятно, что не все выполнено, особенно в плане «наращивания борьбы против протекционизма», но философию торгового либерализма и интеграции Латинская Америка усилила. Странам этого континента идеи либерализма и большей внешней открытости близки и обусловлены желанием большинства государств продвигать в том или ином формате региональное сотрудничество. В апреле 2011 года в столице Перу Лиме было подписано интеграционное соглашение («Тихоокеанская дуга») между Мексикой, Чили, Колумбией и Перу. К четверке в перспективе должна присоединиться Панама.
На последнем саммите АТЭС в Гонолулу (США, 2011) американцами была озвучена достаточно спорная идея создания Транс-Тихоокеанского Партнерства (ТТП), без участия России и Китая, но с возможностью подключения латиноамериканских стран – участников Форума.
Политику России в Латинской Америке можно условно сравнить с действиями США в СНГ. Оба государства «работают» в ближнем зарубежье друг друга. Оба пытаются использовать симпатии или антипатии малых стран к своим бывшим (СССР) и нынешним (США) покровителям. Традиционные российские шаги на латиноамериканском направлении хорошо известны — поддержка радикально настроенной Венесуэлы, острова «вечной революции» Кубы и ряда других недовольных Америкой государств. К слову, именно из этого латиноамериканского ряда нашлись два (Никарагуа и Венесуэла), которые наперекор всему официально признали Южную Осетию и Абхазию.
В латиноамериканский вектор России входит противоречивая и респектабельная Бразилия, близость с которой обусловлена не только двусторонними интересами, но и глобально-региональными задачами совместного проекта БРИКС. По большому счету, Бразилию в России системно и глубоко стали открывать и узнавать только в последние годы, в плане совместного экономического сотрудничества и кооперации.
Атэсовские страны Латинской Америки (Мексика, Чили, Перу) для России – это уже иное качество российско-латиноамериканских контактов. Мудреной геополитики здесь явно меньше, преобладает прагматичный экономический интерес. В плане внешних приоритетов эти страны – полная противоположность Венесуэле, Кубе, Никарагуа и др. Они все-таки больше ориентированы на США, хотя и с «ближним соседом» не всегда наблюдается полная гармония.
Последнее, правда, не относится к Перу, где в 2011 году президентом стал лидер левой индейской Перуанской националистической партии О. Умала. В составе правительства имеются представители социалистов, коммунистов и прочих «заклятых друзей» Америки. За чертой бедности в стране, по подсчетам экспертов, проживает более 39% населения, которые и подпитывают левые электоральные настроения. Страна обладает уникальными запасами золота, цинка, меди, молибдена, серебра и свинца, на экспорте которых держится экономика. При этом горнодобыча создает для страны массу экологических проблем. К этому следует добавить наркотрафик и гигантские плантации коки, площади посевов которых, несмотря на титаническую борьбу властей, постоянно расширяются.
Российский экономический интерес в Перу может просматриваться в перспективах развития и совместного освоения энергетического сектора страны. В частности, в разработках углеводородов и гидроресурсов. Российским компаниям следует оперативно использовать владивостокскую площадку АТЭС для наведения мостов в страну древних инков, где, возможно, российские бизнесмены найдут свое Эльдорадо. Торговый баланс России с этой андской республикой по итогам 2010 года составлял 264,7 млн долл., импорта – 63,2. Не бог весть что, но лиха беда начало.
Мексиканский сюжет для России, исключая знаменитые бесконечные телевизионные сериалы, мог бы стать отдельной, перспективной «песней». Конечно, РФ не может вытеснить с мексиканского рынка могучую КНР или традиционно влиятельные США. Но есть нюансы. Так, Мексика, опасаясь китайского торгового пресса, сохраняет в отдельных случаях высокие ввозные пошлины на ряд китайских товаров, пытаясь защитить свои производства. По сути это противоречит нормам Форума. Но на это идут, когда речь заходит о близости с Китаем. Подобных опасений не возникает при контактах с Россией. К слову, существует некоторый советско-мексиканский опыт поставок российского угля для тепловых станций Мексики, сотрудничества в области рыболовства и горнорудной промышленности.
При планировании сотрудничества на мексиканском направлении, российскому бизнесу нельзя забывать, что Мексика – это и большая геополитика. Наряду с Бразилией и Аргентиной, республика давно является членом «Большой двадцатки». В региональном плане, видимо, она тяготится своей традиционной привязкой к США, пытаясь за счет участия в «клубе четырех» (Мексика, Чили, Колумбия и Перу) как-то ее ослабить. Часть российских экспертов, наоборот, считают, что эта группа не направлена против США, а скорее «против Бразилии, Венесуэлы и других радикальных левых стран – Эквадора, Боливии и Никарагуа».
Объем российско-мексиканской торговли за 2011 года по российскому экспорту оценивался в 577,1 млн долл., импорту – 837,4 млн долл. Причем резервы увеличения товарооборота видны невооруженным глазом, особенно в продовольственной сфере. Так, 30 мая 2012 года на совещании министров АТЭС в Казани между российским и мексиканским аграрными министрами достигнуты договоренности о поставках в Российскую Федерацию мексиканского мяса и, соответственно, экспорте российского зерна — в Мексиканские Соединенные Штаты.
Чилийская экономическая модель основана на добыче полезных ископаемых – одной из главных статей доходов страны. 45% экспорта формируется за счет продажи меди (первое место в мире по добыче и экспорту), молибдена и др. Добываются также железная руда, уголь, цинк, золото, свинец и т.д. Страна зависима от импорта углеводородов. Эксперты считают, что Чили на сегодняшний день – наиболее перспективная экономика Латинской Америки. Рост ВВП в кризисные для мира 2008-2009 годы составлял от 5,1 до шести процентов, в 2011 году — 6,3 процента. По оценкам экономистов, ВВП на душу населения к 2018 года составит 23,5 тысячи долл. Чили занимает восьмое место в мире (из 157) по экономической свободе и 22-е (из 182) — по уровню коррупции. Около восьми процентов населения живет за чертой бедности, но уровень инфляции и безработицы невысок – 4.4% и 6,5%.
Внешнеполитические приоритеты чилийцев связаны с АТР и участием страны в региональных форумах многостороннего сотрудничества, включая АТЭС. Российско-чилийское сотрудничество также пока не раскрыто до конца. Объем российского экспорта за 2011 год составил всего 32,5 млн долл. США. Импорта – 422,3. Отрицательное сальдо России в торговле с Чили составило «минус» 389,8 млн долл. США. Следовательно, владивостокскую площадку Форума АТЭС российским представителям нужно использовать, в том числе, и для выравнивания этого торгового крена. Видимо, к Саммиту должен быть готов такой пакет российских коммерческих предложений, от которых чилийцы не смогут отказаться. Необходимо срочно выравнивать нагрузку на оба борта российско-чилийского торгового корабля, чтобы избежать образовавшегося «крена».
Таким образом, латиноамериканский «сегмент» АТЭС для России выгоден и с точки зрения региональной политики, и с точки зрения экономических интересов. Логичнее пока использовать двусторонние форматы, наполняя их новым экономическим качеством и содержанием. Что касается общей геополитики в отношении Латинской Америки, видимо, акценты в ней будут меняться. На первый план выходит бизнес и экономический интерес. Может, кто-то и вздохнет с сожалением, но революционная романтика великого и бескорыстного Че Гевары, похоже, уже стала символом прошлого.
Добавить комментарий