Сын Юрия Никулина Максим высказался за закрытие цирка во Владивостоке «до лучших времен»
«Московский комсомолец» продолжает активную публичную дискуссию о судьбе цирковой компании, объединяющей 42 стационарных цирка по всей России. Выборы гендиректора Росгосцирка минкульт переносит уже второй раз (теперь на 20-21 сентября), не видя пока четкой кандидатуры. Об этом передает ДВ-РОСС.
Только вчера, в понедельник, Эдгард Запашный, заявил о намерении просить министра Мединского, чтобы тот подписал с новым главным первый контракт лишь на год (ради строгого контроля). Руководитель частного цирка «На Цветном» Максим Никулин придерживается противоположного мнения.
Итак, в понедельник в Минкульте впервые собиралась рабочая группа по цирку (ее возглавил Эдгард Запашный), среди приглашенных был и Максим Никулин.
— Максим Юрьевич, положа руку на сердце, кого бы вы видели во главе Росгосцирка?
— Мне, честно говоря, положа на сердце что-нибудь, кажется, что выборы до сих пор не могут пройти лишь потому, что они не нужны. Работает же человек нормально и работает (т.е. Александр Калмыков, нынешний гендиректор), он всю жизнь в цирке, хорошо знает эту сферу, может, не гениальный менеджер, согласен, но… тут Билл Гейтс и не нужен. Рабочая лошадь нужна, чтобы разгребать то, что было напластовано до него. Если он делает это плохо — скажите почему? А я не вижу почему.
— Да никто, по-моему, и не говорит, что он плохо работает.
— И нет никакой гарантии, что человек, который придет ему на смену, будет лучше. Во-первых, начнет долго вникать в тематику, возможно, ему чуждую. Во-вторых, понятно, что саму эту махину можно сдвинуть только одним путем — достучаться до наших солнцеподобных товарищей. Хотя есть иной путь, более жесткий, в бизнесе применяется. Значит, нужно, как говорят на улице, порвать очко, затянуть пояс и… закрыть половину цирков. Да, это жесткие меры, потому что пострадают артисты, потеряют работу. Но опять же, положа руку на сердце: не так много сегодня в Цирковой компании настоящих хороших артистов.
— Плюс возраст…
— Господи, да там многие достигли уже двух пенсионных возрастов. Или есть такие, которые всю жизнь сидят на вынужденном простое и не хотят работать. С этим всем нужно разбираться… для этого нужен серьезный аудит, причем, лучше не наш, не российский.
— Ох, на нас с вами набросятся, если мы напишем, что 20 цирков нужно закрыть к черту…
— Нет, 20 необязательно. Допустим, цирков пять… самых проблемных.
— Это каких же?
— Владивосток, Нижний Тагил, то есть самые аварийные…
— И не реконструировать?
— Реконструировать — это большие деньги. Там, заново надо строить, по сути…
— Лучше закрыть как факт?
— До лучших времен… Понимаете, как получается: государство говорит Росгосцирку — «мы вам даем 380 миллионов (условно), это большие деньги». Ну, во-первых, это совсем небольшие деньги, во-вторых, из этой сумму сразу надо заплатить налог миллионов 120… потом есть заработная плата, есть отпуска, корма для животных и прочее-прочее. Вот и выходит, что в год каждый цирк получает по три миллиона рублей. Даже говорить об этом смешно. Да, часть денег уходит в песок, да, часть тратится бестолково, но это вещи поправимые — надо обнаружить утечку и заткнуть, но, увы… в разы больше денег всё равно не будет!
— То есть вы считаете нереальной сумму, о которой говорят все, в том числе Запашный, в 28 миллиардов рублей на ремонты всех цирков?
— Никто не даст. Сумма не космическая в масштабах страны, было бы желание, один Большой театр сколько стоил… Но есть ли это желание? Сейчас создан новый совет по культуре при Президенте России. Там нет ни одного человека от цирка. Значит, государство априори не считает цирк частью культуры. При таком отношении, естественно, да какой там цирк, какие деньги… лучше новый истребитель построить (хотя он дороже). Но вот представим такой фантастический случай — дали деньги. Какие-то цирки заново построили, какие-то реконструировали, замечательно.
— 42 конфетки.
— Ну да. И встает вопрос: а что там показывать? Росгосцирковский «конвейер» сегодня не работает, хотя они пошли по правильному пути: организовали не конвейер, а прокат. То есть формируются коллективы, которые ездят по городам, их возит импресарио-прокатчик, он берет на себя всё. И риски, в том числе. В принципе, так и было, только раньше прокатчиком выступал главк, а сейчас отдельные импресарио.
— Тут же начинают обвинять этих импресарио, что они хороший кусок себе забирают…
— Хорошо, но вы сами так договариваетесь! А кто будет за плохой кусок работать? Работа, простите, каторжная, сам этим занимался, катал свои шапито: это реклама, транспорт, ветеринары, СЭС, пожарные, площадки в разных городах, короче, жуткая головная боль. Деньги получаются неплохие, но это не миллионы долларов. Глупо даже так думать. Так что прокат — серьезная, очень тяжелая работа.
— Ну и, завершая мысль, на 42 цирка не хватит прокатной программы?
— Все цирки заполнить — не хватит. Ведь на творчество тратится мало… или тратится много, но бестолково. Вот тот самый воздушный полет (номер, который нынче выпустили в ЦЦИ) обошелся в 70 миллионов рублей. За эти деньги можно собрать, мы считали, смеха ради, восемь хороших цирковых программ. Обшить их, одеть, написать музыку и так далее. Ошибки бывают, само собой. Потому что, когда этот проект запускали, никто не предполагал, что он будет таким дорогостоящим, а потом уже некуда было деваться. Бывает. Я тут злого умысла не вижу. Просто очень долго делали, а время — всегда деньги.
— Вы согласны с мнением Эдгарда, что будущему главному по Росгосцирку надо давать лишь год, а после него железно требовать отчета?
— А как он отчитается? Ну скажет — «сделали то-то и то-то», а ему в ответ — «а мы думали, что вы сделаете и первое, и пятое, и десятое». И кто прав? Он ответит — «ну идите, делайте сами, раз такие умные!». За год ничего нельзя сделать, тем более, если новый человек придет. Кто на год будет подписывать? Я лично, контракт на год ни с кем не подпишу! Если бы мне предложили на такой срок — сразу бы отказался… если б готов был сесть в это кресло, то минимум на пять лет! Чтоб я знал, что у меня есть время в запасе.
— А кстати, почему бы вам не поучаствовать, Максим Юрьевич?
— Я не могу разорваться. У меня совершенно другая с цирком «На цветном» история. А потом, себе и жене я дал слово никогда больше в жизни не работать в государственных структурах. Не могу, это кошмар. Причем, неважно где — здесь или во Франции… везде одно и то же: потерянные документы, забытые письма, неотправленные телеграммы, бороться с этим невозможно, потому что люди так привыкли работать годами, их не переделать.
Но по поводу нынешнего руководства Росгосцирка могу сказать откровенно, что это первое руководство, с которым в полном объеме удалось наладить деловой и творческий контакт. Две совместные наши программы ездят по России, мало того — сейчас обсуждаем большой международный проект, плюс новая октябрьская программа в цирке «На Цветном» тоже совместная, финансовые вложения идут с обеих сторон… короче, нормальная работа, и меня это устраивает. Боюсь, придет другой человек со своим «видением», и с отношением к нам как к частникам. Поэтому лучше бы Калмыкова не меняли. Ну дайте человеку работать!
Хорошая статейка. Почему-то вспомнилась басня про кукушку и петуха, хвалящие друг друга.
При чём тут количество цирков, почему их нужно сокращать? Дурь какая-то! Летом вообще не где работать. Раньше шапито зарабатывало больше чем стационары!
Эдгард, ты отца своего хорошо помнишь? Помнишь как он будучи уже в солидном возрасте в Риге вас с братом на руках нянчил на втором этаже? И если бы не было этих «великих стариков» сегодня уже нечего было бы показывать, и тебя в том числе.
Вспомните имена стариков, которые создавали цирковые чудеса, Николай Ольховиков, Владимир Довейко, Пётр Маяцкий, Алексей Соколов, и т.п. Их не стало и чудеса поубавились.Я специально не упоминаю ныне здравствующих «великих стариков». Любое искусство сильно только тогда, когда в нём есть корни, питающие молодые побеги. Сегодня отношение к цирковым старикам не рациональное. Старики в состоянии сейчас создать свою несостоявшуюся мечту молодости,которую не смогли сделать в молодости, потому, что не хватало опыта, а сейчас уже не хватает прыжка. Конечно каждую такую мечту нужно пропускать через сито творческого контроля и если нужно и помощи, чтобы не получалось за 70 миллионов показать 4 трюка! это не «Милениум» а просто «Пшик». Да и таких примеров на сегодняшний день достаточно в Росгосцирке. Опять же почему? Нет в Росгосцирке творческого видения, чувства, что создавать, а что ещё не созрело и нужно доработать.Да и просто честной критики, того что мы создаем. Куда не глянешь везде одни гении до противного доходит. И главное — в творчестве нужна команда для создания чего-то стоящего. Нельзя в искусстве всё мерить деньгами. Деньги придут, когда мозги у команды работают в одном нужном направлении — на создание продукта. Продукт даёт в конечном результате — деньги.
Горе — когда проектов много, а программы влачат жалкое материальное существование. Да и кто контролирует это состояние? Никто! Прокатчикам в первую очередь — дай дешёвую программу, и дай с ней деньги заработать. А как её сделать сильной и рентабельной знают — единицы, и единицы умеют как это сделать .
Мне нравиться эрудит Калмыков, но один он никогда не справиться самостоятельно с той глобальной рутиной, которая есть в наличии. Потому, что он насмотрится где- то за рубежом всяких новаций и потом его на эти подвиги заносит. Калмыкова нужно тоже тормозить в создании нового, потому что он ведёт себя как беспредельный богатей, а на самом то деле денег нет и не может быть, при таком планировании творчества. Станиславский К.С. говорил: «театра нет без бухгалтерии» Это тоже тот факт который в Росгосцирке отсутствует. Если не создать из «стариков и молодёжи» ответственный орган в Росгосцирке такой как Правление, ни один генеральный ничего не сделает в сторону укрепления материальной базы и творческого роста. Компания рухнет. Калмыков должен выполнять волю циркового народа.
В нашем государстве есть Президент, Премьер с кабинетом министров, и Государственная Дума издающая правила игры. Вот если жить по такому принципу управления, тогда мы поймём где мы живём- в каком цирковом государстве.