Власть в России в руках нового политбюро?
Никакой вертикали власти в России не существует, страной в настоящее время управляет политбюро, а Владимир Путин выбрал для себя роль арбитра, который поддерживает баланс внутри представителей конкурирующих властных кланов и распределяет сферы влияния.
Об этом говорится в докладе о текущей политической ситуации в стране под названием «Большое правительство Владимира Путина и «Политбюро 2.0», подготовленном холдингом «Минченко Консалтинг» на основе опроса более 60 представителей политической и бизнес-элиты страны.
По версии авторов доклада – президента холдинга «Минченко консалтинг» Евгения Минченко и главы аналитического департамента Международного института политической экспертизы Кирилла Петрова, вернувшись в Кремль, Владимир Путин создал модель, при которой президент фактически руководит всей исполнительной властью. Это было достигнуто разными мерами, в том числе за счёт создания в администрации президента управлений под контролем бывших министров в правительстве, председателем которого при президенте Медведеве был Путин. Эти бывшие фактически «могут конкурировать с министерствами и департаментами правительства», пишет «Коммерсантъ».
Впрочем, говорить о вертикали власти, управляемой одним человеком, нельзя, подчеркивается в докладе: Путину отводится роль «арбитра и модератора», который разрешает споры между конкурирующими кланами.
Группу приближенных к президенту, правящую элиту страны эксперты сравнивают с советским коллективным властным органом – политбюро ЦК КПСС, замечает «Новый Регион».
«Новое российское «Политбюро» сформировалось в 2000-е годы, по итогам перераспределения ресурсов от олигархических кланов в пользу силовиков, разрушения медиаимперий и ликвидации большинства региональных режимов, действовавших в логике феодальной вольницы», отмечается в докладе.
Появлению этой модели власти способствовало создание госкорпораций. «Российская власть – это конгломерат кланов и групп, которые конкурируют друг с другом за ресурсы. И роль Владимира Путина в этой системе остаётся неизменной – это роль арбитра и модератора». Путин – влиятельный арбитр, его слово в конфликтных ситуациях, «по крайней мере пока, остаётся решающим», заключают эксперты, пишет «Газета.Ru».
Сфера прямого контроля Путина – вопросы долгосрочных газовых контрактов, управление газовой отраслью (собственно, «Газпромом»), а также системообразующие банки – ВЭБ, ВТБ и Сбербанк.
В состав политбюро, по мнению авторов доклада, входят восемь человек: Игорь Сечин, Сергей Чемезов, Геннадий Тимченко, Юрий Ковальчук, Сергей Собянин, Сергей Иванов, Вячеслав Володин и Дмитрий Медведев. Именно между ними происходит согласование интересов, полагают эксперты.
Сечин, считают эксперты, хочет стать «основным игроком в сфере ТЭК», но в то же время сохраняет влияние на силовые структуры. В докладе говорится, что оппозицию ему составляют Тимченко и Ковальчук. Их союз, отмечают политологи, «выступает в роли альтернативного Сечину полюса влияния в ТЭК». В то же время тандем Тимченко и Ковальчука после рокировки Медведева и Путина «скорее потерял, чем приобрёл, количество аффилированных с ним людей во власти сократилось», отмечено в докладе.
Медведев растерял значительную часть «коалиции второго срока», но получил возможность создать собственную группу с самостоятельной экономической базой и партией «Единая Россия», указывают эксперты. Тем не менее в силу аппаратной позиции Медведев «неизбежно будет выступать центром притяжения для конкурирующих бизнес-групп», говорится в работе. В числе его союзников называются генпрокурор Юрий Чайка, а также вице-премьеры Владислав Сурков и Игорь Шувалов.
Сергей Иванов, отмечается в докладе, отвечает за внутриэлитный баланс в администрации президента. Его заместитель Володин называется в работе «новичком политбюро», который быстро набирает вес. Его преимуществами эксперты называют влияние на некоторые регионы и на «Единую Россию» через «Общероссийский народный фронт». А его уязвимыми точками эксперты называют «отсутствие серьёзного экономического базиса и ярлык чужака в питерской команде».
Сергей Чемезов главенствует в сфере военно-промышленного комплекса. «Группа Чемезова в последнее время запустила новый политический проект, успешный не столько с точки зрения воздействия на общественное мнение, сколько с точки зрения привлечения симпатии лидера государства («Рабочие Уралвагонзавода за Путина»)», – говорится в докладе.
Сергея Собянина авторы доклада считают «лидером номенклатурной группы, в которую входит несколько губернаторов, сконцентрированных на Урале». Кроме того, подчеркивают эксперты, ему «удалось выстроить неконфликтные отношения с большей частью олигархических структур, имеющих интересы в Москве».
Члены политбюро не собираются на общие совещания, а формальный статус его членов не всегда соотносится с реальным влиянием на процесс принятия решений, описывают эксперты. Все споры, возникающие между ними, решает Путин.
По словам Минченко, система построена так, «чтобы все входили в клинч, а дальше верховный арбитр принимал решения». Эта система, созданная за счёт пересечения интересов и полномочий, неработоспособна без участия самого Путина, подчеркнул политолог.
Как учитываются интересы разных групп, эксперты демонстрируют на примере последних назначений губернаторов. Например, назначение главой Пермского края Виктора Басаргина связано с влиянием Сергея Собянина, главы Ставропольского края Валерия Зеренкова – Игоря Сечина. Как отмечает Минченко, были и «размены», например, когда группа Сергея Нарышкина вместо Ленобласти (губернатором назначен Александр Дрозденко от «группы Ковальчуков») получила Карелию (Александр Худилайнен).
Чиновник, близкий к администрации президента, заявил «Ведомостям», что сравнение нынешней элиты с политбюро ЦК КПСС вполне корректно.
Кандидатами в члены «Политбюро» эксперты называют Сергея Нарышкина, Игоря Шувалова, Алексея Кудрина, Аркадия Ротенберга, Николая Патрушева, Владислава Суркова, Александра Волошина, Романа Абрамовича (перешёл из членов «Политбюро» в кандидаты из-за переноса центра своей активности из России на Запад), Анатолия Сердюкова, Германа Грефа, патриарха Кирилла.
В «политический» блок кандидатов политбюро попали патриарх Кирилл, Алексей Кудрин, Анатолий Чубайс. В тот же круг включены представители «системной оппозиции», «так как никто из них реальной борьбы за власть не ведёт», все ведут с властью «торг разной степени успешности». Причём оппозиционерам, не исключают эксперты, власть может в 2012-2013 годах сдать несколько регионов, чтобы получить возможность критиковать их менеджерские качества.
Кандидатами в члены политбюро названы и главы регионов – Георгий Полтавченко (Санкт-Петербург), Сергей Шойгу (Подмосковье), Рустам Минниханов (Татария), а также Рамзан Кадыров (Чечня) как «явный претендент на лидерство на всём Северном Кавказе».
Как отмечают эксперты, к 2010 году у правящей элиты появились новые задачи. «В течение нулевых происходил значительный передел активов, в том числе за счёт передачи их в госкорпорации, и сейчас серьёзные объёмы активов консолидированы формально у государства», – поясняет Евгений Минченко «Коммерсанту». Теперь предстоит перераспределение собственности через «новый этап приватизации», который позволит легализовать и обеспечить передачу собственности по наследству. Главным приоритетом, по словам эксперта, стало создание «закрытой правящей корпорации». А чтобы «создавать стимулы для перераспределения благ в пользу успешных и отличившихся членов коалиции», создаются новые проекты, такие как Большая Москва и развитие Сибири и Дальнего Востока, отметил политолог.
В то же время, как отмечается в докладе, возвращение Путина в Кремль не добавило «Политбюро 2.0» устойчивости, «так как образующие его группы нацелены на воплощение противоположных сценариев развития ситуации». При этом в кризисный сценарий и «перезагрузку» коллективного органа власти напрямую не играет ни одна из групп, считают авторы доклада. Выстроенная в настоящее время управленческая система нацелена на реализацию инерционного сценария, делают вывод эксперты.
Но на случай кризиса новое политбюро готово предложить либеральный, левый и реакционный сценарии. Однако с учётом задач российской элиты, вероятность последнего сценария, предусматривающего силовое подавление оппозиции и курс на противостояние Западу, «невелика или время его реализации будет непродолжительным», резюмируют авторы доклада, сообщает Наталья Аникина, «Новый регион».
Добавить комментарий