Президент Южной Кореи во время Саммита АТЭС встретится с представителями корейской диаспоры
Южная Корея на Саммите АТЭС дважды была председателем — в 1991 и 2005 годах. Как Южной Корее удалось стать одним из ведущих индустриальных государств Восточной Азии? Что может использовать Россия из богатого корейского опыта и в плане собственной модернизации и продвижения проектов в АТЭС? Об этом передает ДВ-РОСС.
Экономические «аргументы» нынешнего участия Республики Коряея (РК) в АТЭС более чем весомы. Республика, занимая по численности населения 28-ое место в мире (49 миллионов человек), а по площади (99,3 тысяч квадратных километров) и того ниже, входит в десятку ведущих индустриальных держав. Объем ВВП за 2011 году превысил 1,5 триллиона долларов, ВВП на душу населения — более 29 тысяч долларов.
Южная Корея, пережив годы военных диктатур и авторитаризма, в 1990-е успешно провела демократизацию и экономическую модернизацию. Страна вошла в четверку так называемых «азиатских драконов» (Южная Корея, Гонконг, Тайвань и Сингапур) — новых развивающихся экономик Восточной Азии, сообщает «Голос России».
Сегодня Сеулу чрезвычайно близки идеи открытого регионализма и либерализации, как по духу сложившегося общественного менталитета, так и по действующей экономической модели. Действуют соглашения о свободной торговле с ЕС, США, странами АСЕАН, продвигается интеграционный проект «Китай — Япония — Южная Корея» и другие. Корейские политики называют три опорных принципа нынешнего развития страны на ближайшее будущее: открытость, инновации, интеграция.
Президент РК Ли Мен Бак, как и многие другие, будет 7-8 сентября во Владивостоке. Кроме официальной программы, он намерен участвовать в культурно-просветительских акциях, включая встречу с представителями корейской диаспоры, с давних времен проживающей в Приморском крае. Президент Ли — «уходящий» политик. 19 декабря 2012 года в Южной Корее пройдут очередные выборы. По Конституции страны он не может выдвигаться на второй срок.
Судя по настроениям в южнокорейском обществе, нынешний лидер, похоже, не совсем оправдал ожидания избирателей. Возможно, что его воспринимали больше как «экономического» президента, который сможет повысить уровень жизни и сдвинуть с мертвой точки межкорейский диалог.
Все знают о его менеджерских качествах успешного руководителя компании Hyndai и мэра Сеула. Он же начал свое президентство с жестких заявлений в адрес Севера, и в годы его правления межкорейские отношения обострились до предела. Понятно, что вина за проблемы полуострова лежит не только на нем, но и на северокорейских лидерах — бывших и нынешнем. Есть и объективные причины, связанные с тяжелым наследием «холодной войны» и влиянием внешних факторов. Однако психология избирателя капризна — случился кризис, значит, не все сделал президент для его упреждения.
В ходе идущей предвыборной кампании в числе других кандидатов появилась и фигура женщины-политика. Правящая партия выдвинула кандидатом в президенты Пак Кын Хэ, дочь покойного генерала Пак Чжон Хи, достаточно жестко управлявшего страной в свое время. Парадоксально, но на нее не ложится тень отца-диктатора. Наоборот, рейтинг ее пока довольно высок, и о ней говорят как о ярой стороннице возобновления межкорейского диалога и урегулирования ситуации на полуострове.
Внешнеполитические проблемы РК связаны не только с КНДР, но и с Японией. В последнее время вновь обострился давний территориальный спор двух государств вокруг островов Токто (в японском варианте — Такэсима), расположенных в западной части Японского моря. Как известно, Токио ведет аналогичные споры не только с Сеулом, но и с Пекином (острова Сенкаку / Дяоюйдао) и Москвой (южные Курилы).
Нынешние корейско-японские «нестыковки» могут отчасти повлиять на повестку владивостокского Саммита. Так, запланированные на «полях» Саммита двусторонние встречи руководителей Южной Кореи и Японии, возможно, будут отменены. Масла в огонь подлили недавние публикации в СМИ Южной Кореи, о необходимости потребовать от Японии «новых извинений за преступления, совершенные в отношении корейского народа, в частности, за колониальную оккупацию Кореи».
Территориальный «диспут» отрицательно сказывается и на культурно-гуманитарных обменах двух стран. По сообщениям российских изданий, августовский корейско-японский форум в городе Фукуока был отложен, а губернатор префектуры Нагасаки Накамура Ходо отменил свой визит в Южную Корею.
Однако принципиального влияния на готовящийся Саммит АТЭС данные проблемы вряд ли смогут оказать. Японо-корейские противоречия не станут «бомбой», которая взорвет проект. Как правило, обиды и претензии сторон высказываются заранее и в основном в двусторонних форматах. Выносить же «сор из избы» на всеобщее обозрение Сеул и Токио вряд ли захотят. Хотя на создание «Зоны свободной торговли» в треугольнике «Южная Корея — Япония — Китай» это может сказаться отрицательно.
Россия в Южной Корее с момента установления дипломатических отношений (30 сентября 1990 года) рассматривалась не только как источник столь необходимых республике энергоносителей или возможных транспортных услуг (проект Транскорейская железная дорога + Транссиб), но и как некий политический фактор влияния на неуступчивую Северную Корею.
Последнее обстоятельство и сегодня остается достаточно деликатным моментом в системе отношений РФ, КНДР и РК. Ведущий российский эксперт, ректор МГИМО, академик Анатолий Торкунов по этому поводу справедливо отметил: «…важно, чтобы в Сеуле не требовали от России постоянного воздействия на КНДР, подталкивания Пхеньяна на те или иные шаги, в которых заинтересована южнокорейская сторона. У России есть собственные интересы и именно ими она намерена руководствоваться».
Очевидно, что владивостокский Саммит даст толчок российско-южнокорейским связям, вольно или невольно поможет изменить саму философию двусторонних отношений. Если МИД РК все-таки введет безвизовый режим с Россией (а такой вопрос рассматривается в корейском правительстве), отношения выйдут на новый уровень. С учетом вступления РФ в ВТО, а так же наличия традиционных российских козырей — энергоносителей и прочего, Россия в перспективе сможет перейти в «старший класс» ведущих экономик Азии. Южная Корея в данном варианте может выступить реальным российским партнером в этом процессе, своего рода «окном» в АТЭС.
Владивосток поможет и в практических вопросах бизнеса двух стран. Речь идет об идее, озвученной корейскими бизнесменами на Петербургском экономическом форуме, о предоставлении доступа российским компаниям к генерации электроэнергии путем объединения сетей Южной Кореи и России через Северную Корею. Возможно, что площадки Саммита помогут конкретизировать идею.
Традиционно важным остается углеводородная кооперация. В начале сентября 2011 года «Газпром» ввел в строй газопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток, по которому российский газ в перспективе может пойти и на Корейский полуостров. РК намерена инвестировать средства в проекты по развитию газовой отрасли в Приморье — заводы по производству СПГ, в нефтепереработку, строительство НПЗ. Увеличится корейское присутствие в проекте «Сахалин»-2. Компания Korea Gas Corporation заявила себя в качестве партнера по разработке Ковыктинского газового месторождения в Иркутской области, действует российско-южнокорейское СП «Эреал» по добыче угля в Якутии.
Корейское направление для России это не только сохранение мира и стабильности на полуострове, что, само по себе, безусловно, важно. Это самый короткий путь в региональную экономическую кооперацию в АТР, в которой пока РФ явно отстает. Сможет ли Россия использовать «корейский шанс», покажет уже ближайшее будущее.
Добавить комментарий