Хабаровск и Владивосток отнесли к аутсайдерам по числу точек продаж федеральных непродовольственных сетей
Исследование, проведенное агентством «Магазин магазинов в ассоциации с CBRE», выявило, что в российских городах существует прямая зависимость между приходом международных ритейлеров и наличием в населенном пункте высококачественных площадей в торговых центрах. Об этом передает ДВ-РОСС.
Аналитики агентства отмечают, что девелоперский бум ТЦ негативно сказался на развитии стрит-ритейла. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что, несмотря на высокую степень проникновений сетей, Казань еще далека от насыщения.
Консалтинговое агентство «Магазин магазинов в ассоциации с CBRE» провело исследование развития розничных сетей в России. Работа охватывала 450 торговых сетей — 330 международных и 120 федеральных, присутствующих в 35 крупнейших городах — вне зависимости, открыты они напрямую собственником бренда или компанией-партнером, франчайзи. Исследование было проведено по итогам 2011 года.
Составители доклада пришли к выводу, что ключевой особенностью рынка торговой недвижимости в 2011 году являлось быстрое посткризисное восстановление уровня спроса на торговые площади со стороны ритейлеров. В отличие от Европы игроки на российском рынке, оптимизировав количество и формат существующих торговых точек, очень быстро вернулись к активной экспансии, — открытию новых магазинов и сделкам M&A.
Среди других тенденций — развитие международных ритейлеров в России тесно связано с девелопментом торговых центров. Составители доклада подметили, что существует четкая корреляция между количеством представленных в городе брендов и объемом качественного предложения на рынке торговой недвижимости. Наличие площадей требуемых стандартов – это главный критерий для международных игроков. Такие площади в регионах могут предоставить только современные торговые центры.
Отмечается в исследовании, что сложившиеся торговые коридоры (массовые районы стрит-ритейла, по примеру улицы Тверской в Москве) в региональных городах если и присутствуют, то в небольшом количестве. Как показывают данные исследования, международные компании в этом сегменте менее представлены, чем в сегменте торговых центров. Федеральные сети, как правило, менее требовательны к качеству локации, поэтому их торговые точки размещаются на улице чаще, отмечается в исследовании.
Отмечается, что в России рынок непродовольственной розницы имеет крайне низкую степень консолидации, отсюда огромный потенциал для развития сетевой розницы в регионах. Ведущие международные компании в таких сегментах торговли, как одежда и обувь, имеют все возможности для открытия в городах России существенной доли новых европейских точек, считают аналитики «Магазина магазинов».
Москва была и остается первым городом для выхода международных сетей на российский рынок. Как показывает практика, освоение российской столицы может длиться достаточно долго — пока есть возможность выстроить эффективную сеть в Москве, другие города остаются без внимания. Это типично не только для люксовых марок, но и для многих брендов среднего ценового сегмента.
Для сравнения — в России представлено в 2,5 раза больше международных непродовольственных сетей, чем федеральных. Наибольшее количество международных сетей присутствует в трех федеральных округах России — Уральском, Приволжском и Южном, федеральные сети столь же активны и в Сибирском округе.
Москва остается наиболее привлекательным городом для сетевой розницы — 97% международных и 93% федеральных сетей открыли в столице свои магазины. Одинаково интересны иностранным и российским ритейлерам Санкт-Петербург и Екатеринбург, занимающие второе и третье места соответственно. Казань в этом рейтинге на шестом месте по степени проникновения международных сетей (25% — от присутствующих в России) и седьмом – по степени проникновения федеральных сетей (67%).
По уровню насыщенности федеральными сетями столицу Татарстана опережают Москва, Питер, Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск и Ростов-на-Дону, а по представленности международным ритейлом Казань уступает также двум российским и уральской столице, Ростову-на-Дону и Краснодару.
В числе аутсайдеров по федеральным сетям Хабаровск (28%), Ульяновск (28%) и Владивосток (33%). Самый низкий уровень присутствия международных брендов отмечается в Астрахани, Набережных Челнах, Ульяновске и Пензе, где представлено всего по 3% сетей.
Можно выделить две причины серьезного разрыва по представленности между федеральными и международными брендами. Первая причина — это неуверенность и осторожность головных офисов международных компаний, вторая — высокие требования к качеству торговых помещений, что также существенно снижает возможность развития международных компаний в России.
Аналитики отметили еще одну интересную тенденцию — ни один крупный торговый центр пока не может сформировать пул арендаторов только за счет международных или федеральных марок — всегда существует необходимость привлечения и региональных, и локальных брендов в проект.
Если говорить о проникновении сетевых ритейлеров в масштабе федеральных округов, то мы увидим, что наибольшее количество международных сетей представлено в Уральском и Приволжском федеральных округах. При этом по количеству магазинов, открытых сетями в данных округах, лидирует Поволжье, поскольку в состав округа входит наибольшее количество крупных городов, рассмотренных в рейтинге.
Лидирующие позиции Уральского округа достигаются за счет магазинов, открытых в Екатеринбурге. Следует иметь в виду, что ни один из городов Приволжского округа сам по себе не может соперничать с Екатеринбургом по части привлекательности для иностранных ритейлеров. Распределение федеральных сетей по округам более равномерно, чем распределение международных.
В Приволжском федеральном округе работает такое же количество сетей, что и представлено в Москве. При этом по количеству открытых магазинов Поволжье уступает Москве, несмотря на то, что против столицы «выступают» 12 городов этого округа (изученных в данном исследовании). В аутсайдерах остались те же федеральные округа — Дальневосточный и Центральный (без учета Москвы).
Первоначально международный ритейл проявлял интерес только к Москве. Столица служила своего рода опытным полем, а в случае успеха — трамплином для дальнейшей экспансии в города-миллионники. Города с численностью населения менее миллиона долгое время даже не рассматривались международными ритейлерами, поскольку стратегической целью было завоевание 11 российских миллионников.
По мере насыщения рынка и получения международными ритейлерами навыков работы в России, сфера их интересов стала смещаться в менее крупные города. В настоящий момент большинство сетей рассматривают в качестве обладающих высоким потенциалом города с населением от 500 тыс. человек. При этом остро встает проблема дефицита качественных торговых площадей. Спрос ритейлеров опередил предложение девелоперов торговой недвижимости, так что сети вынуждены ставить во главу угла не демографический фактор, а наличие качественной торговой недвижимости. И это дает относительно небольшим городам (до 300 тыс. человек) шанс привлечь к себе крупных международных игроков наравне с городами-полумиллионниками.
В целом, количество сетевых магазинов в конкретном регионе зависит от общей численности его населения (тесно связанного с наличием в данном регионе крупных городов). Отметим, что 24% международных сетей, работающих в России, представлены только в Москве. Бóльшая их часть относится к люксовому и премиальному сегменту.
Наиболее широко международные сети представлены в сегменте «Одежда». Чуть слабее — сегмент «Люкс и премиум». Доли других сегментов не добирают и 10%. Доля сегмента «Люкс и премиум» составляет 37%, при этом достаточно много дорогих брендов представлено только в Москве. На втором месте в этом сегменте — Санкт-Петербург, на третьем — Екатеринбург. Дорогие марки в небольших количествах представлены в некоторых городах Южного федерального округа и Сибири.
С точки зрения широты охвата регионов, ритейлеры сегмента «Одежда» лидируют. В шести федеральных округах России работают 11% всех присутствующих в стране сетей. Чуть менее активны в региональной экспансии сети сегмента «Косметика и парфюмерия», а также «Бытовая техника и электроника».
Из сетей, охватывающих максимально широкую территорию России, указываются Yves Rocher, L’Occitane, («Косметика и парфюмерия»), Adidas, Benetton, Levi’s, Mango, Mexx, Miss Sixty, Motivi, Naf Naf, Reebok, DIM, Terranova («Одежда»). Из них только Adidas представлен во всех 35 крупнейших городах России, следом идут Ecco, Yves Rocher и Reebok, у каждого из них на два города меньше, чем у лидера.
С точки зрения широты региональной экспансии, ситуация аналогична — категории «Одежда» и «Косметика и парфюмерия» являются лидерами. Дополнительно стоит выделить категорию спортивных товаров, которая в данном исследовании включена в сегмент «Одежда». Почти половина из выделяемых нами федеральных сетей по продаже спортивной одежды и спорттоваров присутствуют во всех округах. Мы объясняем это активным применением данными компаниями франчайзинговой схемы.
Из федеральных сетей, охватывающих максимально широкую территорию России, — это сети, специализирующиеся на продаже женской одежды, — Kira Plastinina, Woolstreet, Concept Club, Glance, InCity.
В ходе анализа исследователи отмечают, что вследствие слабой развитости сегмента street retail в российских городах большинство магазинов открывается в торговых центрах. Так, большинство международных сетей имеют как минимум по одной точке в составе торгового центра из общего числа магазинов в России. В числе городов с небольшой долей уличных магазинов следом за столицей (в Москве лишь 15% всех магазинов международных сетей приходится на уличные помещения) идут Тольятти, Рязань и Ярославль, где уличный сегмент развит очень слабо, а присутствующие там сети предпочли размещение в существующих непрофессиональных торговых комплексах.
Среднее значение доли магазинов федеральных сетей, открытых в сегменте уличных помещений, выше, чем у международных. Оно составляет 47%, что, в первую очередь, связано с гораздо более гибким подходом российских ритейлеров к выбору помещений и более смелой экспансионной стратегией. Больше всего магазинов в отдельно стоящих помещениях федеральные сети открыли в Хабаровске, Новокузнецке и Иркутске. Меньше всего — в Ярославле, Тольятти, Нижнем Новгороде, Самаре и Воронеже. Но, несмотря на гибкость в выборе помещений, в большинстве городов прослеживается аналогичная выбору международных сетей закономерность. Ритейлеры самого большого по количеству сетей профиля «Одежда» предпочитают торговые центры в силу их большей эффективности как места продаж.
Качественных помещений в «уличном» сегменте в регионах еще меньше, чем в торговых центрах. Но, несмотря на это, сегмент street retail часто рассматривается ритейлерами (более гибкими в своих требованиях) как единственная возможность для реализации их агрессивных планов развития. Например, Yves Rocher, «выходя в город», ищет помещения в обоих сегментах. Идеальной моделью для марки является открытие флагмана на основном торговом коридоре города и магазина в лучшем локальном торговом центре. Однако компания констатирует острый дефицит в сегменте street retail и вынуждена довольствоваться имеющимися предложениями.
Противоположная политика у компании «Маратекс», развивающей марку Esprit в России. Внимание сконцентрировано только на торговых центрах, хотя во всем мире марка активно открывается «на улице». Такое решение связано с низкой, по мнению компании, эффективностью улиц по сравнению с торговыми центрами.
Наименьшее количество точек в отдельно стоящих уличных помещениях открыли ритейлеры сегмента «Аксессуары». Доля 8% в уличных помещениях достигнута в основном за счет ювелирных магазинов, входящих в эту категорию. Также слабо представлены в street retail профили «Одежда» — 19% и «Косметика и парфюмерия» — 21%.
Что касается международных ритейлеров, то в России представлены международные сети из 26 стран. Большая часть брендов представляет европейские страны, безусловные лидеры — Италия и Франция, на долю которых приходится 30% и 15% всех сетей, присутствующих в России. Суммарно европейские бренды представляют 80% всех международных сетей, присутствующих в России. США — крупнейший поставщик неевропейских брендов, на эту страну происхождения приходится 10% торговых марок. Многолетним лидером по количеству люксовых брендов является Италия. Более 50% из всех люксовых марок представляют эту страну.
Добавить комментарий