700 миллионов рублей потратят на открытие культурного центра во Владивостоке
— Проект реализуется в рамках федеральной целевой программы «Культура России». Срок реализации — 2013-2014 годы. На Урале рассматриваются несколько городов-претендентов: Нижний Тагил, Первоуральск, Серов, Каменск-Уральский. У каждой территории — свои аргументы за то, чтобы стать площадкой для создания центра.
— Сегодня пользуется популярностью слово «миссия». Как бы вы определили её в отношении центров?
— Прежде всего — повышение качества жизни людей. Нельзя жить по простейшей схеме «работа — дом». Исправить её может только культура. Обращали внимание: люди из небольших городов приезжают в екатеринбургские торговые центры и проводят там целый день? Посещают магазины, обедают в кафе, ищут развлечений… Нужно сделать так, чтобы люди приезжали не в торговые — в культурные центры. Чтобы предложение культурного центра было максимально разнообразно: образовательные программы, доступ в Интернет, библиотека, видеотека, кинопремьеры, дискуссионные площадки, клубная работа, мастер-классы…
— Образцово-показательный ДК ХХI века?
— В чём-то, наверное, да. Хотя понятие «дворец культуры» постепенно изживает себя. Наверное, на смену дворцам, которые отражали идеологию советского периода, должны прийти центры, оснащённые современным оборудованием, отражающие уникальность территории, включающие людей в российский и мировой культурный процесс.
— В концепции делается акцент на типовой застройке, типовых программах. Насколько уместно, обоснованно говорить о типовых проектах в культуре?
— К счастью, от идеи типовых модулей отказались. Разрабатывать здания будут местные архитекторы. Мы, безусловно, гордимся тем, что Россия — единая огромная страна. Но не может Дальний Восток походить на Урал, а Урал — на Калужскую область… В Каменске-Уральском всё могло бы вертеться вокруг театра. В Первоуральске, Нижнем Тагиле имеет смысл развивать тему горнозаводской цивилизации. На Урале в том или ином виде сохранилось много заводов, плотин — того, чем мы интересны всему миру.
— Культурное предложение Свердловской области чрезвычайно богато. Но есть перекос: перенасыщенный событиями Екатеринбург и в разы более скромные малые города. Сможет ли центр выравнять дисбаланс?
— Сколько бы ни велось разговоров о равной доступности культурных ценностей, очевидно: это условность. Екатеринбург не сможет сравниться с Москвой, а города области — с Екатеринбургом. Но вполне реальная для нового центра задача — сформировать серьёзную и интересную афишу, которая заставит людей из разных городов приезжать на выставки и концерты. Нужно организовать проекты, которые не увидеть в Екатеринбурге. Центры будут ориентированы на привлечение зрителей со всей страны. Это европейская идеология децентрализации. Задача — перенаправить культурные потоки. Как этого добиться? Организовывать лучшие выставки, приглашать знаковые фигуры в культурном пространстве страны, проводить первые показы фильмов. Событие в культурном центре должно стать событием для всего региона, и не только. В этом смысле от федерации ждём в первую очередь помощи, а не только контроля.
— В концепции говорится об «истощении местных культурных ресурсов», об «оторванности небольших городов от культуры России и мира», об «ограниченности досугового предложения»… Готовы согласиться с такими формулировками, когда речь идёт о Свердловской области?
— Не готов. В небольших городах (Карпинск, Волчанск, например) действительно культурную жизнь нужно развивать и развивать. Но о Екатеринбурге так говорить нельзя. Да и про Серов нельзя так сказать, и про Ирбит, и про Алапаевск… Приезжаем в Каменск-Уральский: первое, что говорит мэр: «Мы готовимся к концерту Башмета».
— Пётр Фоменко произнёс: «Театр не имеет права быть доходным». Применима ли эта аксиома к создаваемым центрам?
— Есть экономический закон, выведенный двумя профессорами Принстонского университета ещё в 1960-е годы: «Затраты исполнительских организаций всегда растут быстрее, чем их доходы». Поэтому мы говорим о том, что в центрах разместятся не только театральные и выставочные пространства, но и кинозалы, кафе, арт-резиденции, галереи… Такое соседство всегда приносит синергетический эффект. В Лондоне мне очень понравились кафе в театральном районе. За два часа до спектакля вы приходите в кафе и, предъявив билет в театр, отдыхаете совершенно по другим ценам.
— На три центра планируется потратить два миллиарда рублей — сумма беспрецедентная. Какова ответственность областного бюджета?
— Ноль. Два миллиарда делите на три центра: около семисот миллионов на каждый. Их составят федеральные средства и средства привлечённых инвесторов. На создание нашего центра из федерального бюджета выделят триста с небольшим миллионов рублей.
— Когда начнётся активная работа?
— В этом году мы должны подписать рамочные соглашения с инвесторами, выделить землю (по закону, федерация может вкладывать деньги только в те участки, которые находятся в её собственности). Весной следующего года начнём строительство.
Понятно уже что Каменску отдали