Учёные изучают волны-убийцы, которые представляют серьезную угрозу судоходству
Волны-убийцы представляют реальную угрозу морскому судоходству и нефтегазовым платформам, передает ДВ-РОСС.
Об этом сообщил ведущий научный сотрудник лаборатории цунами института морской геологии и геофизики (ИМГиГ) ДВО РАН Роман Шамин на международной нефтегазовой конференции «Нефть и газ Сахалина», которая начала работу в понедельник в Южно-Сахалинске.
«Волны-убийцы — новое явление, которое активно изучается учеными мира последние несколько лет. В глубинах океана возникают не только штормовые волны и волны-цунами, но и волны-убийцы. Они представляют собой внезапные поверхностные волны экстремально большой амплитуды, зафиксированы случаи высоты таких волн от 30 и более метров. Они несут серьезную опасность для мирового судоходства, для прибрежных сооружений и добывающих нефтегазовых платформ», — рассказал ученый.
«Такие волны были всегда, просто ученые подтвердили их существование недавно», — добавил он.
По его данным, согласно юридически подтвержденной статистике, ежегодно в мире 1-2 судна исчезают в океане из-за волн-убийц. Особую опасность они представляют для больших и длинных судов — танкеров, сухогрузов, а также постоянных сооружений в море, таких как добывающие платформы.
«Для небольших судов эти волны почти не опасны, если суда не попадают под обрушение волны, качнуло и ладно. Но для больших судов, типа танкеров, есть опасность, что корабль будет поднят волной за «нос» или за «корму» и он просто переломится. В этой связи стоит вопрос об усилении международных стандартов прочности для крупных судов, изменении их геометрии и прочее. Международные научные организации поднимают этот вопрос, но корабелы противятся, так как существенно вырастут их затраты на строительство кораблей», — отметил Р. Шамин.
В тоже время необходимость изменения стандартов, по его словам, поддерживают страховые компании, так как в случае возможной катастрофы и гибели судов и экипажей, потери судовладельцев, а, следовательно, и страховые выплаты страховщиков, могут быть колоссальными.
Для добывающих платформ, которые сегодня работают на северо-восточном шельфе Сахалина и гравитационными основаниями установлены на дно моря, такие волны не несут опасности, считает ученый. Но при их буксировке столкновение с волной-убийцей может быть катастрофическим, и это нужно учитывать, подчеркнул он.
По данным ученого, единой теории, объясняющей происхождение таких волн нет. «Можно констатировать, что они могут возникать в любой точке океана и в любой момент, поэтому к этому нужно быть готовым. По статистике происшествий, наибольшее число столкновений с такими волнами происходит в районах оживленного судоходства и караванных путей больших судов. Но говорить, что там эти волны возникают чаще — нельзя, просто там чаще ходят корабли, а, следовательно, и чаще регистрируются такие происшествия», — констатировал ученый.
Он сообщил, что ученые ИМГиГ, занимающиеся исследованием волн-убийц, считают, что они возникают вследствие нелинейной динамики океана, «поэтому никакие конкретные причины, на наш взгляд, для их возникновения не нужны».
По данным ученого, в проливах и заливах такие волны возникают, но они гораздо меньше по размерам и не опасны, так как для формирования катастрофических волн «требуется большое расстояние для разгона», пишет «Интерфакс-Дальний Восток».

Добавить комментарий