Хранившиеся во Владивостоке работы Василия Кандинского показали в Италии
Основу богатой выставки, рассказывающей об истоках и начальном периоде творчества выдающегося русского художника и теоретика изобразительного искусства, составляют шедевры из собрания Государственного Русского музея. Однако зрителю предоставляется поистине уникальная возможность увидеть ранние работы Кандинского, хранящиеся в менее известных российских музеях во Владивостоке, Нижнем Новгороде, Казани, Красноярске, Омске, Тюмени, а также в частных коллекциях. Весьма удачно дополняют экспозицию работы, привезенные в Италию из Центра Помпиду в Париже и Центра Шенберга в Вене, сообщает РИА «Новости».
Таким образом, в рамках выставки, куратором которой стала заместитель директора Государственного Русского музея по научной работе Евгения Петрова, удалось сделать почти невозможное — собрать воедино около 50 художественных работ раннего Кандинского, созданных им в 1901-1921 годах, то есть до окончательного отъезда из России.
Но авторы экспозиции не ограничились этим. Чтобы показать истоки творчества мастера и атмосферу, в которой он вошел в художественную жизнь России, они привезли в Пизу образцы русского народного искусства конца ХIХ — начала ХХ веков, знаменитые иллюстрации к русским сказкам и былинам Ивана Билибина, полотна Михаила Врубеля, Николая Рериха, Николая Кульбина, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Аристарха Лентулова, Давида Бурлюка.
Кроме того, в экспозиции представлены картины друзей и единомышленников Кандинского, входивших в созданную им группу «Синий всадник», — экспрессионистов Алексея Явленского, Марианны Веревкиной, Габриэль Мюнтер, а также живописные работы выдающегося австрийского композитора Арнольда Шенберга.
«В 1880-е годы, совершая путешествие по русскому Северу, Кандинский во время посещения Вологодской губернии был потрясен яркостью красок и исключительным разнообразием убранства, которое он обнаружил в обычных крестьянских избах. Часто цитируются его слова из книги «Текст художника. Ступени» об этом «чуде», которое стало затем частью его собственного творчества», — сказала Евгения Петрова.
«Именно поэтому мы решили показать на выставке предметы декоративно-прикладного искусства того времени: резные прялки, расписные двери, предметы женской одежды и, конечно, удивительные русские лубки», — сказала куратор выставки.
Петрова пояснила, что в ксилографиях, рисунках, картинах на стекле, которые представлены на выставке в Пизе, Кандинский отнюдь не всегда использовал элементы народной культуры в буквальном смысле слова. Скорее, в своих абстрактных работах он предлагал некий синтез собственных впечатлений и воспоминаний, включая и те, что были связаны с различными формами русского фольклора.
«Нам удалось создать экспозицию, которая впервые показывает творчество раннего Кандинского в таком разнообразии. Надеемся, что привезенные в Италию работы русских художников-символистов, которые иначе осмысливали сказочные мотивы народного искусства, помогут западному зрителю лучше понять атмосферу, в которой формировались идеи и стиль Кандинского», — отметила замдиректора Русского музея.
В свою очередь, президент «Фонда Палаццо Блу» Козимо Браччи Торси сказал, что выставка открывает в Пизе новый экспозиционный цикл, посвященный современному искусству, и поэтому обращение к творчеству основателя абстракционизма было абсолютно закономерным.
«Великий революционер в искусстве, Кандинский своими корнями художника уходил в мистические глубины русской души. Ни минуты не сомневаюсь, что шедевры из Русского музея и других замечательных собраний, привезенные на нашу выставку в Пизе, вызовут интерес у самой широкой аудитории. На сегодняшний день мы уже получили заявки на посещение от 350 групп, то есть от десяти тысяч зрителей. Но это только начало», — отметил он.
Организаторы выставки намерены максимально расширить свою культурную инициативу. В ближайшие недели в Пизе пройдут сразу несколько специальных мероприятий, посвященных жизни и творчеству Кандинского, в частности, лекции профессоров местного университета о России 1920-х годов и музыкальный вечер, в ходе которого будут исполнены произведения Скрябина, Малера и Шенберга. В ноябре в Палаццо Блу состоится также презентация книги голландца Даана Реммертса Де Вриза «Господин Кандинский был художником», в которой он доступно рассказывает детям о революции, совершенной в искусстве нашим знаменитым соотечественником.
Браччи Торси поблагодарил посольство РФ в Италии за помощь, оказанную в организации выставки. К нему присоединился мэр Пизы Марко Филиппески, который выразил надежду на, что интересная выставка привлечет в город многих туристов, в том числе из России.
Выставка «Василий Кандинский: из России в Европу» продлится в Палаццо Блу до 3 февраля 2013 года. Затем она переедет в Брюссель, однако на этом судьба уникальной экспозиции вряд ли завершится. По словам Петровой, большой интерес к выставке уже проявили в Германии, где многие годы жил Кандинский. Речь, в частности, идет о ее показе в Штутгарте в 2014 году.
Добавить комментарий