Во Владивостоке до сих не определились с концепцией работы Театра оперы и балета
Между прочим, о том, что уже в октябре владивостокцы и гости города смогут вовсю наслаждаться оперными руладами и балетными антраша, в начале лета текущего года докладывал на совещании по готовности объектов Саммита АТЭС губернатору Приморского края Владимиру Миклушевскому представитель подрядчика строительства, который заверил, что к 1 сентября полностью будут готовы фасад, подъезды к зданию, а также малый зал самого театра. И уже во время Саммита зрителей можно будет порадовать балетом или концертом. А вот оперой нет. «Оперу исполняют без микрофона, мы пока не сможем этого сделать. Акустика, возможно, еще не будет готова. Есть такой термин – «ловить звук», мы его еще не поймали», – заметил представитель подрядчика.
На том же совещании, что примечательно, было отмечено: до сих пор (напомним, дело происходило в июне текущего года, когда театр уже не просто вовсю строился, а, можно сказать, достраивался) не определена окончательно концепция развития театра. Он может быть как гастрольного типа, так и полноценным культурным центром Дальнего Востока с собственными кадрами, пишет «Владивосток».
За то, что театр должен быть не антрепризным, ратует не только творческая интеллигенция Владивостока, но и губернатор Владимир Миклушевский. В этом случае театр будет обходиться краевому бюджету в 180 миллионов рублей ежегодно. Если же театр будет развиваться по принципу антрепризного и наполняться гастрольными выступлениями, он будет находиться на балансе федеральном…
Тогда же, в июне, концепция развития театра оперы и балета должна была оформиться окончательно. И это было очень странно, поскольку еще раньше – в мае – в одном из интервью заместитель директора КППК «Единая дирекция по строительству объектов на территории Приморского края» Сергей Запорожец, отвечая на вопрос, с появлением театра появится ли во Владивостоке своя оперная и балетная труппа, совершенно четко заявил: «Наш театр не репертуарный, предназначен для гастролей. В нем нет постановочных цехов. Есть только репетиционные залы, гримерки».
Все эти «скачки вокруг концепции» весьма показательны. Губернатор края дает распоряжение с нею определиться, а некий чиновник давно уже точно знает, что никакой собственной труппы – ни балетной, ни оперной – у Владивостока не будет… Смешно? Грустно! А знаете почему? Потому что театр оперы и балета во Владивостоке оказался тем самым ребенком, который не вовремя родился и сразу оказался у семи нянек без глазу. Те, кто стоял у истоков появления этого очага культуры в нашем городе, безусловно, имели в виду и его концепцию развития, и многое другое. Но… Все знают, что стоит за этим «но». Сегодня театр как бы строится, как бы его надо открывать, как бы, как бы, как бы… Но новостей на этот счет никаких не появляется, разве что слухами земля полнится. Вот и недоумевают люди: так что же там с театром-то?
Вообще, создание театра «в никуда» изумляло специалистов. Директор Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич, приезжавший в наш город также летом и посетивший строительство, говорил:
– Имея опыт и зная Владивосток, скажу так: огромные средства, которые государство затратило на постройку театра, не должны пропасть. Поэтому многие действия нужно было предпринимать не сегодня, а вчера. Чтобы репертуарный театр – а насколько я понимаю, власти края именно таким его видят – заработал, он уже к открытию должен иметь свой оркестр, балетную и оперную труппы, готовые инженерию и художественно-постановочную часть. Причем руководитель театра, директор, руководители труппы должны были вникать во все тонкости еще на уровне технического задания, следить за всеми работами – ведь им его эксплуатировать. И то, что никто из творческих людей, из тех, кто будет работать в театре, во время строительства ни к чему касательства не имел, потенциально очень опасно. У нас, например, когда проводилась реконструкция театра, подрядчики проложили маршрут тележки так, что костюмеру на одном из поворотов надо было сделать четыре движения тележкой, чтобы вписаться… Конечно, мы заставили все изменить, ради этого даже часть стены пришлось снести. Думаю, вы понимаете теперь, насколько важно участие творческих людей…
Уже сейчас следует вести поиски главного дирижера, художественных руководителей оперной и балетной трупп – и заниматься этим должен человек знающий, опытный, имеющий представление о том, какой театр он хочет создать. Это здание должно служить форпостом русской классической культуры на Дальнем Востоке. И следом должна создаваться инфраструктура вокруг театра: хореографическое училище, причем самостоятельное, а не входящее в состав федерального вуза и не зависящее юридически и финансово от театра. Во всех городах, где есть театр оперы и балета, дело обстоит именно так.
В словах Бориса Михайловича – суровая правда. Если театр будет развиваться как стационарный, имеющий труппу, то вопрос, где же эта труппа, где ее руководители, становится все более острым. Да даже если принять как факт то, что владивостокский театр оперы и балета будет гастрольным, все равно остается открытым вопрос: а где его директор? Кто принимает театр, кто опытным взглядом смотрит, чтобы те же тележки для костюмеров были проложены так, как нужно? Кто составляет список гастролеров – и каких? Назовите нам фамилии этих людей! А что в ответ? В ответ, как пел Высоцкий, тишина…
Собственно говоря, в мире есть немало примеров удачного развития театров гастрольного направления. Наша землячка, скрипачка Анна Ганина работает в одном из самых ярких таких театров – Гуанчжоу-Опера-хаус.. За три года существования этого театра там выступали Владимир Спиваков, Лондонский королевский симфонический оркестр, Анне-Софи Муттер, Хосе Каррерас… Впечатляет? Безусловно! Хочется, чтобы у нас было так же? Конечно! А теперь поднимите руки те, кто верит, что в течение трех лет после открытия театра оперы и балета к нам приедут такие знаменитости… Все понимают, какие на это нужны деньги…
Всем известна ситуация с Тихоокеанским симфоническим оркестром – в нем уже не первый год нет художественного руководителя и главного дирижера, 25 лет в нем нет арфиста, нет множества инструментов, оркестр катастрофически недоукомплектован и десятилетиями варится в собственном соку, не выезжая на гастроли. Музыканты – молодые, талантливые – уезжают, потому что не могут получить жилье… И эти проблемы не решаются годами.
Меж тем голод – культурный вообще и оперно-балетный в частности – во Владивостоке очень ощутим. На концерты Юрия Башмета и Владимира Спивакова, постановки «Влад-Оперы» и другие высокого уровня мероприятия – вечные аншлаги. Люди хотят иметь достойный театр оперы и балета во Владивостоке. И очень хотят знать, что же с ним все-таки будет.
Добавить комментарий