Председатель Сибирского отделения РАН академик Асеев: «Если мы берём курс на инновационную экономику, нам необходимы научные прорывы»
Сибирское отделение Российской Академии наук, СО РАН отмечает в этом году 55 лет с момента своего основания. О задачах и перспективах, стоящих перед учёными Отделения рассказывает в интервью председатель СО РАН академик Александр Леонидович Асеев.
— Александр Леонидович, Сибирское отделение РАН пережило вместе со всей страной сложные 1990-ые годы. Много учёных, перспективной научной молодёжи уехало за границу. Приходится даже слышать, что слава новосибирского Академгородка – это всё в прошлом. Так ли это?
— Действительно, 1990-е годы стали драмой для отечественной науки, финансирование уменьшилось в разы, часть наших коллег уехала жить и работать за рубеж. Но не надо переоценивать масштабы этого процесса. У нас в институтах работали и работают тысячи учёных, а уехали десятки. Конечно, уехали квалифицированные специалисты, но нельзя сказать, что самые лучшие. И говорить о том, что слава Академгородка осталась в прошлом – это лукавство. Большинство учёных продолжает работать в России. Кстати, те, кто уехал, своей работой поднимают престиж СО РАН в мировой научной общественности. Сегодня в любом ведущем западном научном центре или университете можно встретить нашего бывшего сотрудника. И когда в Хьюстоне в США ежегодно в мае по решению мэра этого города проходят Дни сибирской науки – это, безусловно, мировое признание заслуг наших бывших коллег и Сибирского отделения РАН.
— А как насчёт заявлений о том, что СССР проиграл научно-техническое соревнование?
— Мы вовсе не проиграли научно-техническое соревнование. Я и мои коллеги, выступая с докладами на престижных мировых симпозиумах, отнюдь не чувствовали себя проигравшими. Дело, наверное, в том, что из-за «железного занавеса» мы мало знали о западной науке, мы видели только «витрину», самые значительные достижения. И складывалось впечатление, что их наука просто «супер». На самом деле, уровень развития науки у них соответствовал нашему. Простой пример: сегодня полёт на «Боинге» из Новосибирска в Москву занимает четыре часа. Раньше – на советском, старого образца самолёте – на это уходило три с половиной часа. Как видите, соотношение в пользу нашего самолёта. Запад выиграл в другом. Его экономика оказалась более восприимчивой к использованию научных достижений, чем советская. Вот и сейчас в современной российской экономике развиваются только сферы торговли и отдыха, ориентированные на быструю прибыль. Инновации же, говоря языком рынка, это «долгие деньги». В этом проблема отечественной науки.
— Что из себя представляет Сибирское отделение Академии наук сегодня?
— Сегодня СО РАН – это 87 институтов, расположенных на территории всей Сибири от Тюмени до Читы и Якутии (а это 13 субъектов Федерации), в которых трудится 30 тысяч человек. Работает 9 научных центров и 4 Академгородка. Штабом СО РАН является новосибирский Академгородок. И мы успешно развиваемся. За последние годы открыты четыре новых научных института — Молекулярной биологии в Новосибирске (он занимается перспективными разработками как в сфере сельского хозяйства, так и в медицинских технологиях), два института на Кузбассе: Институт угля и Институт углехимии и химического материаловедения, а также Институт физического материаловедения в Улан-Удэ (там создаются материалы повышенной прочности, востребованные в самых разных сферах, от авиации до производства стройматериалов).
Важной составляющей нашего потенциала является налаженное сотрудничество с региональными властями. Например, уже несколько лет успешно развиваются наши отношения с Кемеровской областью. Губернатор Аман Тулеев серьёзно поддерживает развитие науки и образования. Во-первых, этот шахтерский край заинтересован в повышении производительности труда и его безопасности, большое внимание уделяется экологии, сохранению окружающей среды. Эту задачу без помощи науки не решить. Во-вторых, помимо добычи угля руководство региона хочет развивать углехимическую промышленность. Здесь помощь окажут институты Угля и углехимии и Химического материаловедения, о которых я уже говорил. Третье направление сотрудничества – повышение качества образования в кемеровских вузах. Кстати, сотрудничество в области образования у нас, практически, со всеми регионами Сибири и Дальнего Востока. Как вы знаете, федеральная власть взяла курс на то, чтобы сократить число вузов, оставив лишь лучшие. И один из параметров оценки – научно-исследовательская деятельность. А научную деятельность можно вести только в сотрудничестве с СО РАН. Сибирское отделение РАН помогает также вузам преподавательскими кадрами.
Перспективные соглашения достигнуты с губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрием Кобылкиным. Речь идёт о создании сразу трёх научных центров, которые будут заниматься изучением уникальных природных и этнографических особенностей этого региона и решать важнейшие задачи, связанные с освоением арктического шельфа. Как известно, «битву за Арктику» ведут сейчас ведущие мировые державы. И наша задача обеспечить научную базу для успешной политики России в этом вопросе.
— А что можно сказать о Новосибирске?
— Ещё в 2008 году мы предложили «Программу инновационного развития промышленности города Новосибирска». Она состояла из 19 направлений, 8 из них возглавляли сотрудники СО РАН. Благодаря разработкам наших учёных Новосибирск получил несколько крупных инвестиционных проектов. Первый – производство литий-ионных батарей. Сейчас в Новосибирске ходит троллейбус, который часть маршрута проходит без проводов, за счёт этих батарей. Далее, корпорация «Роснано» ведёт строительство в Новосибирске завода по производству катодного материала для элементов питания. Материал этот изобретён в Институте химии твёрдого тела и мехонохимии (директор академик Николай Захарович Ляхов). Разворачивается большое по объёмам производство керамики на базе предприятия «НЭВЗ-Союз», причём самой разной: от керамики для медицинских имплантов до бронекерамики для оборонных нужд страны. И буквально на днях принято решение о строительстве около Академгородка завода по производству микроэлектроники. Предполагаемая стоимость выпускаемой продукции этого завода – 5 миллиардов рублей в год.
— Что необходимо для построения инновационной экономики в России?
— Если мы берём курс на инновационную экономику, нам необходимы научные прорывы. Инновации последних лет базируются, главным образом, на фундаментальных научных открытиях середины прошлого века. И сегодня эти ниши прочно заняты крупными западными компаниями, которые просто не пустят на свой рынок российских конкурентов. Выходом в такой ситуации может стать развитие принципиально новых технологий, что невозможно без прорывных достижений в фундаментальной науке. У нас такие достижения есть. Во время последнего визита председателя правительства Дмитрия Медведева мы продемонстрировали ему наши успехи в изучении терагерцевого изучения. Этот спектр излучений на сегодня практически «терра инкогнита» для учёных во всем мире. А мы имеем в Институте ядерной физики самый мощный в мире терагерцевый лазерный излучатель. Наши исследования в этом направлении открывают новые перспективы в самых разных областях. Это и новые технологии медицины, особенно в сфере лечения онкологических заболеваний, и новые технологии безопасности – аппараты на основе терагерцового излучения позволяют «видеть» через непрозрачные поверхности. Фактически, речь идёт о технологиях, которых ни у кого в мире нет, а значит, нам проще будет завоёвывать мировые рынки, строить экономику инновационного, а не сырьевого типа. Такая инновационная экономика невозможна без развития «территорий науки и образования», таких как академгородки СО РАН, которые нужно развивать, создавать для них особые условия, так как они и являются центрами выработки прорывных идей.
Источник: «ИТАР-ТАСС», автор Алексей Ерёмин
Добавить комментарий