Top.Mail.Ru

Серьёзную угрозу азиатским экономикам представляет территориальный спор Китая и Японии

Cпор Китая и Японии из-за группы необитаемых островов общей площадью примерно 7 квадратных километров, обострившийся нынешней осенью, уже негативно сказывается на бизнесе компаний, работающих в самых разных секторах экономики – от автомобилестроения до туризма. Эксперты предполагают, что последствия этого конфликта могут вызвать многомиллионные убытки у ряда компаний и усугубить положение ведущих азиатских экономик, уже ощутивших на себе последствия европейского долгового кризиса. А для минимизации возможных рисков от подобных инцидентов в будущем японские компании могут частично перенести свое производство из Китая в соседние страны.

Японская автокорпорация Mitsubishi Motors заявила на прошлой неделе о сокращении на 50% своего экспорта в Китай. Как отметил в минувший четверг президент компании Осаму Масуко, это решение принято по причине продолжающегося островного спора между КНР и Японией и бойкота японских товаров в Китае. В тот же день южнокорейская Hyundai сообщила о том, что её продажи в Китае достигли рекордного уровня – 84,2 тысячи автомобилей, что примерно вдвое больше, чем удалось продать за тот же месяц японской Toyota (44,1 тысячи) и Honda (33,9 тысячи), пишет «Коммерсант».

Неделей ранее премьер-министр Японии Есихико Нода поручил правительству срочно разработать пакет мер по стимулированию японской экономики. По неофициальным данным японских СМИ, в рамках плана, который будет представлен не позднее ноября, власти страны могут потратить на стимулирование своей экономики до 11 триллионов иен (12,6 миллиарда долларов). Многие эксперты заявляют, что островной спор между Китаем и Японией, обострившийся с середины сентября, только усугубил положение одной из крупнейших экономик мира. Более того, японско-китайский спор из-за крохотных необитаемых островов может привести к многомиллиардным убыткам.

Острова Дяоюйдао (японское название Сенкаку), напоминают в КНР, были открыты китайцами ещё в 1371 году. Япония в 1895 году завладела островами как территорией со статусом terra nulius («ничейная земля»). Китай не признавал аннексии островов. В 1945 году острова Сенкаку вместе с островом Окинава перешли под юрисдикцию США. В 1971 году по условиям американо-японского договора Японии были возвращены и Окинава и острова Сенкаку. Тайвань и Китай оспорили права Японии. Даже после подписания договора о мире между Японией и Китаем спор о принадлежности островов сохранился, а конфликт периодически обостряется.

Нынешнее обострение началось после того, как в апреле 2012 года власти префектуры Токио заявили о намерении выкупить острова у частных владельцев. 5 сентября стало известно, что правительство Японии договорилось о покупке трёх из пяти островов за Ґ2,05 миллиарда иен (около 26,1 миллиона долларов).

С середины сентября по всему Китаю прокатились акции протеста против политики Японии в отношении островов. Китайцы сжигали японские автомобили, в стране зазвучали призывы устроить всекитайский бойкот японским товарам. Японские компании Sony и Canon заявили о временной приостановке работы на ряде своих предприятий в КНР. В начале октября крупнейшие японские автопроизводители отчитались о резком падении своих продаж в Китае: продажи Mitsubishi упали на 63%, Toyota – на 49%, Suzuki – 43%, Honda – 41%, Nissan и Mazda – 35%. Тогда же экс-президент Toyota Motor Хироси Окуда, ныне возглавляющий государственный Японский банк международного сотрудничества, заявил на пресс-конференции: «Честно говоря, мы весьма озадачены возникшими трениями между Японией и Китаем». По словам господина Окуды, японское деловое сообщество очень надеется на то, что «политические разногласия скоро будут разрешены и торговые отношения между Китаем и Японией восстановятся». Представитель Toyota Motor Europe сообщил «Ъ», что «некоторые наши дилерские центры в Китае были вынуждены закрыться во время акций протеста». Сколько салонов вынуждены были закрыться, где и на какое время, в представительстве не уточнили. Говоря о том, насколько масштабным может быть сокращение производства Toyota в Китае, в представительстве уточнили, что «объёмы нашего производства напрямую зависят от объёмов продаж».

По мнению международной исследовательской компании IHS Global Insight, из-за конфликта японские автопроизводители продадут в Китае по итогам 2012 года в общей сложности на 200 тыяч машин меньше, а в 2013 году – ещё на 100 тысяч автомобилей меньше. Аналитик IHS Global Insight Намриту Чоу полагает, что «по итогам года японские автопроизводители могут потерять около 20 процентов своих годовых продаж в Китае». Эксперты считают, что на фоне падения продаж у японских автоконцернов в Китае восполнить пробел могут их главные конкуренты – американские и европейские автопроизводители, продажи которых сейчас на подъёме, в том числе в Китае. «Хотя в данный момент пока ещё сложно сказать, какие конкретно неяпонские автоконцерны смогут увеличить свою долю в Китае за счёт потери доли японцами, можно сказать, что в более выгодном положении находятся немецкие и американские компании, поскольку узнаваемость их брендов в Китае весьма высока», – полагает госпожа Чоу.

В начале октября американский банк JPMorgan Chase выпустил исследование, посвящённое возможным экономическим последствиям островного спора между Китаем и Японией. В исследовании говорится, что помимо автопрома конфликт негативно отразится на туристическом бизнесе. Авторы доклада, экономисты JPMorgan Securities Japan Масааки Канно и Масамити Адати, считают, что «в четвёртом квартале поток китайских туристов в Японию сократится на 70%. Исходя из этого выручка от китайских туристов в Японии упадёт на Ґ67 миллиардов иен (845 миллионов долларов). Туристическая индустрия понесёт убытки, не успев толком восстановиться после потерь, понесённых в результате землетрясения и цунами, случившихся в Японии в марте 2011 года». По подсчётам экономистов JPMorgan Securities Japan, в 2010 году туристические поступления от китайских туристов, посетивших Японию, составили Ґ293 миллиарда иен (3,7 миллиарда долларов), а в 2011 году из-за землетрясения и цунами поступления сократились до Ґ272 млрд (3,4 миллиарда долларов).

На минувшей неделе агентство Platts сообщило, что островной конфликт отразился и на рынке алюминия. Со ссылкой на трейдеров специального алюминиевого сплава (ADC-12), используемого в производстве автомобильных двигателей, агентство сообщило, что спрос на такой вид алюминия со стороны японских автомобильных компаний уже сократился на 10-30% из-за спада продаж японских машин в Китае.

По оценкам JPMorgan Chase, территориальный спор и последовавший за ним китайский бойкот японской продукции может привести к тому, что ВВП Японии, по итогам 2011 года составивший 5,9 триллиона долларов, только с октября по декабрь сократится почти на 1%. КНР является для Японии самым главным источником экспорта. Ежегодный торговый оборот между КНР и Японией сейчас составляет около 340 миллиардов долларов. Если в 2000 году японцы поставляли в Китай 10% от всего своего экспорта, то по итогам 2011 года доля Китая в японском экспорте составила 21%.

Эксперты считают, что двум странам необходимо как можно быстрее урегулировать островной конфликт, который лишь усугубляет последствия европейского долгового кризиса и общемировой экономической неопределённости. Как пояснил «Ъ» старший экономист JPMorgan Securities Japan Масамити Адати, «важным вопросом является то, сколько будет продолжаться территориальный спор. Хотя остаётся ещё много неопределенности, а риск эскалации конфликта сохраняется, мы считаем, что он может пойти на спад в ближайшие три-шесть месяцев, особенно если в обеих странах появятся новые правительства».
Как известно, в декабре в Японии могут пройти досрочные парламентские выборы, на которых у оппозиционной Либерально-демократической партии есть серьёзные шансы на победу. В КНР 8 ноября начнётся съезд Компартии Китая, в ходе которого должно быть избрано новое руководство страны. В связи с этим господин Адати ожидает, что «должно быть найдено решение конфликта, после чего экономические отношения должны нормализоваться».

Дитер Вермут, экономист немецкой инвестиционно-консалтинговой компании Wermuth Asset Management, сообщил «Ъ», что «к концу этого десятилетия китайский ВВП обойдёт по размеру американский, поэтому недалёк тот момент, когда США больше не смогут предоставлять Японии необходимую военную поддержку». В связи с этим господин Вермут полагает, что «разрядка в отношениях больше в интересах Японии, даже если отбросить тот факт, что вступление в торговую войну с Китаем будет весьма затратным предприятием. Я могу только надеяться, что японское руководство скоро начнёт это понимать».

Но даже если островной конфликт будет разрешен в ближайшее время, его последствия могут привести к тому, что для минимизации рисков из-за повторения подобных споров в будущем японские компании будут активнее искать возможности производства за пределами Китая. Как сообщил экономист Параг Хана, содиректор исследовательской организации Hybrid Reality Institute, старший научный сотрудник New America Foundation и Европейского совета по международным отношениям, ранее работавший аналитиком Всемирного экономического форума и Brookings Institution, а в 2008 году представлявший экспертное мнение предвыборному штабу Барака Обамы, «Япония хочет диверсифицировать своё производство автомобилей и электроники и, скорее всего, увеличит аутсорсинг в таких странах, как Индия и Таиланд, чтобы получить более безопасные логистические цепочки поставок».
Раджив Бисвас, главный аналитик IHS Global Insight по Азиатско-Тихоокеанскому региону, считает, что с учётом негативных последствий для производственной цепочки японских компаний от землетрясения и цунами 2011 года, а также наводнения в Таиланде в том же году последние события вокруг спорных островов ещё раз показывают уязвимость японских транснациональных корпораций от внешних воздействий. По мнению господина Бисваса, «это может повысить привлекательность дальнейшей диверсификации в пользу развивающихся стран Азии – таких как Индия, Индонезия, Филиппины, Вьетнам и Бангладеш, а также других крупных развивающихся стран – Мексики, Бразилии и Турции».

Старший экономист JPMorgan Securities Japan Масамити Адати также не исключает того, что японские компании могут принять решение по переносу части своего производство из Китая в соседние с ним страны. «Мы уже слышали о так называемой идее «Китай + 1», где «1» означает какой-либо другой объект для инвестиций. Данный инцидент (островной спор), скорее всего, ускорит эту тенденцию», – считает эксперт. В начале октября тайваньские СМИ сообщили, что японские компании заметно активизировали свои контакты с компаниями острова. По данным расположенного на Тайване делового онлайн-портала China Economic News Service (CENS), японская корпорация Canon наращивает инвестиции в строительство своего завода на территории Тайваня, а местные производители автокомпонентов Tong Yang Industrial и Ta Yih Industrial получают всё больше заказов от своих японских партнёров.

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

One Response to Серьёзную угрозу азиатским экономикам представляет территориальный спор Китая и Японии

  1. Кэб, кэб!

    Великобритания – страна консервативная. Газоны по 300 лет стригут, центральное водяное отопление почитают за излишество и числят в национальных блюдах приснопамятную советскому зрителю, неудоброваримую поридж-овсянку. Многовековые традиции англичан, по их собственному признанию, напоминают чемодан без ручки – и тащить тяжело, и бросить жалко. Однако же, неумолимая поступь изменений в мировой экономике, напрямую связанных с глобализацией, вынуждает подданных Её величества менять свои пристрастия.

    Вчера, 22 октября 2012 года, британская компания Manganese Bronze Holdings PLC, единственный производитель классических черных лондонских кэбов, объявила о банкротстве. Ещё в 1906 году в Лондоне вышел первый в мире свод правил для общественного транспорта, которым была регламентирована и деятельность таксомоторов. Одним из требований при выдаче лицензии на частный извоз был радиус разворота машины, равный 7,6 м (или 25 футов). Именно поэтому английские кэбы на диво маневренны, свободно лавируют и паркуются на забитых лондонских улицах. Даже сегодня это хороший показатель для большого седана. Английские такси – автомобили своеобразные. Срок эксплуатации, предусмотренный производителем, предусматривается в 10–12 лет, при пробеге в 800 тыс. км, но в действительности же кэбы наматывают миллион и более километров. Некоторые из них служат по четверти века. Лицензия на извоз в Лондоне выдается в полицейских управлениях, не более чем на три года. Таксист получает жетон и специальный знак в котором отображается вариант лицензии: дело в том, что подсаживать голосующих на улице лондонцев имеют право только обладатели дорогой лицензии, а все остальные оперируют только заказами полученными по телефону. Такое различие нередко приводит гостей столицы Великобритании к изрядному непониманию: «А чего он не остановился, пустой же едет?…». Приезжие просто не в курсе, что штраф для шофёра за такую «нелицензированную» посадку пассажира очень велик, а худшем случае лицензия может быть аннулирована.

    Непосредственным поводом для прекращения производства кэбов в прессе была названа необходимость отозвать из продажи почти 500 автомобилей в октябре этого года из-за обнаружения неполадок в рулевом управлении. В реальности же, главной причиной банкротства стало то, что Manganese Bronze не смогла получить обещанные ей 15 миллионов фунтов стерлингов на финансовую санацию от крупнейшего своего акционера, китайского автомобильного производителя Geely. Как выяснилось, уже с 2009 года компания была куплена китайской Geely Automobile Holdings Ltd. и угловатые автомобили, символы столицы Великобритании, производились на совместном предприятии, при этом часть комплектующих ввозилась из Поднебесной. Марка выпускаемого metorcab при этом выглядела так: «Geely — TX4», хотя внешне последние кэбы были стилизованы под классический Austin FX4, выпускавшийся с 1947 по 1997 гг.

    Давно минули те времена, когда чопорные британские офицеры, прибыв с очередным опиумным рейсом, свысока разглядывали лачуги в устье Янцзы и, сдвинув на затылок пробковые колониальные шлемы, цедили сквозь зубы: «Дикари!». Теперь воротилы китайского автопрома безжалостно наступают на любимые мозоли английской национальной гордости и широко разводя руками, лишь белозубо улыбаются. Ничего личного, джентльмены, только бизнес!
    Источник http://knigazeta.ru/materials/127

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика