О критическом финансовом состоянии Российской Академии наук говорили сегодня учёные ДВО РАН во Владивостоке
Между тем, накануне глава государства в своей резиденции в Ново-Огарёво также обсуждал с учёными, как перекроить всю систему их финансирования. Потому что сейчас господдержка мало ощущается.
Она, конечно, есть и за последние годы даже увеличилась, но уходят деньги как в чёрную дыру.
«За последние 10 лет объём расходов бюджета на науку, я хочу подчеркнуть, именно на гражданскую науку, увеличился на порядок. Но мы привыкли считать и иногда говорим справедливо, что средств на науку не хватает», – заметил В.В. Путин.
Президент заметил, что от выделения денег всем подряд и зачастую непонятно на что пора отказаться. Для этого надо выработать чёткие требования. Во главу угла следует ставить не только абстракный престиж науки, но и пользу, которую исследования могут принести стране.
Так уж исторически сложилось, что 3/4 всех исследований в России финансируется из бюджета. На западе с точностью до наоборот. За подавляющее большинство научных разработок платит бизнес. И в отечестве необходимо привлечение в науку не только бюджетных денег, но и средств крупных компаний и частников. При этом важно не сколько денег государство даёт учёным, а насколько эффективно эти деньги тратятся.
Львиная часть денег расходуют не на чистую науку, а на быт: оплату коммунальных счетов, ремонт и зарплату. В итоге на сами исследования ничего и не остается.
«Считаю необходимым при формировании госзадания разделить задачи по содержанию и развитию инфраструктуры от самой научной деятельности», – заметил по этому поводу президент.
Отдельная тема – заработная плата в РАН. Член-корреспондент РАН биолог Сергей Лукьянов весьма образно объяснил, что государственное финансирование последних лет позволило российским учёным перестать смотреть на богатых западных коллег голодными глазами в ожидании предложений поработать. Однако в области исследований мы отстаём существенно.
«Мы существенно отстаём по уровню научных работ, по уровню публикация, причём не только от стран лидеров, но и от развивающихся стран, которые ещё недавно считали нас лидерами и ориентирами для себя», – подчеркнул учёный.
Досталось от президента и нынешней системе грантов.
«По сути средства грантов являются лишь добавкой к базовому окладу исследователей и аспирантов. На них можно принять участие в конференции, закупить кой-какое оборудование, но достичь значимых результатов почти невозможно», – отметил Владимир Путин.
По его словам, в ближайшее время сумма государственных грантов на науку будет увеличиваться на 25 миллиардов рублей ежегодно. Президент особо подчеркнул, что эти расходы запланированы и бюджет от них не пострадает. Тем более, что вопрос уже давно проработан и ждёт только конкретно оформленных указов и постановлений правительства.
Госпрограмма «Развитие науки и технологий», как сообщается, будет рассмотрена на заседании правительства 1 ноября. Документ горячо обсуждался в научном сообществе, на недавней встрече главы минобрнауки Дмитрия Ливанова с блогерами в режиме «свободного микрофона» чиновника спросили:
устранены ли разногласия?
«Разногласия, действительно, были в большом количестве – и с Минфином, и с Минэкономразвития, и с другими министерствами, и с научным сообществом. Они остались, хотя в меньшем объёме, чем раньше. Должен быть достигнут максимально возможный консенсус. Не бывает такого продукта, который бы всех устроил. Минфин, например, хочет, чтоб расходов на науку было меньше; учёные хотят, чтоб, наоборот, больше; мы хотим, чтоб наша наука была конкурентоспособной в мире, чтоб научные организации соответствовали стандартам, а учёные уважались коллегами. Разногласия останутся, но я уверен, что программа будет принята и будет реализовываться всеми слаженно».
Фундаментальная наука не обязана приносить плоды сразу, заметил один из блогеров. Планирует ли министерство поддерживать фундаментальную науку и каковы будут критерии фундаментальности и требования к учёным?
«Наука очень многообразна, – ответил Ливанов. – Но фундаментальная наука – это приращение знаний человечества, это первоочередная задача государства, за неё может заплатить только государство. За прикладные исследования может заплатить бизнес, за инжиниринг – должен заплатить бизнес, но за поиск нового, за сам факт удовлетворения своего любопытства платит само государство. Без этого человечество не может двигаться вперёд. Поэтому установлен приоритет фундаментальной науки как зоны первоочередной ответственности государства. Мы всё время увеличиваем поддержку таких исследований. Наша задача – создать систему поддержки научной деятельности, систему грантов».
О приоритете фундаментальной науки в последнее время говорится много, однако особого оптимизма они научному сообществу не внушают. Что подтвердило и сегодняшнее чрезвычайное собрание представителей трудовых коллективов учреждений Дальневосточного отделения Российской Академии наук Приморского края. Вслед за Владивостоком подобные собрания пройдут и в других научных центрах страны.
Добавить комментарий