Из аптек России могут исчезнуть жизненно важные препараты
Дело в том, что государство нарушает правила игры, которые само же устанавливает. И касается это прежде всего сроков предоставления документов, регулирующих перечень жизненно важных препаратов и их ценообразование.
Перерегистрация цен — право производителя. Срок подачи заявлений — до 1 октября. При желании от этого права он может отказаться, выйдя в новый календарный год со старыми ценами. Однако в сентябре, в самый разгар подготовки фармацевтическими компаниями пакета документов на перерегистрацию цен, Минздрав объявляет о подготовке новой методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно важных.
В результате компании оказываются не только в цейтноте, но и в неведении, будет ли документ вообще принят, когда вступит в силу при положительном решении и на основании какого документа — старого или нового — им производить расчет цен на следующий год.
По состоянию на конец октября методика все еще находится на регистрации в Минюсте, и от того, как скоро она будет зарегистрирована, зависит, будут ли россияне в полной мере обеспечены лекарственными препаратами в новом году.
Еще одной причиной, по которой население может столкнуться с недостатком жизненно важных лекарств на аптечных прилавках, является проблема индексации цен на уровень инфляции в фармацевтической отрасли.
До сих пор остается неясным вопрос, смогут ли российские производители проиндексировать цены на жизненно важные лекарства. Есть порог рентабельности, ниже которого бизнес работать не может. И если цены не будут проиндексированы, то производство отдельных позиций будет остановлено. И коснется это прежде всего дешевых препаратов, пользующихся наибольшим спросом у социально незащищенных слоев населения.
Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» дает право российским производителям лекарственных препаратов ежегодно перерегистрировать предельную отпускную цену на лекарственный препарат в случае изменения цен на сырье и материалы, накладных расходов, а также исходя из установленного законом прогнозируемого уровня инфляции. Но он не всегда покрывает затраты хозяйствующих субъектов при росте цен на сырье и увеличении расходов. А действующие нормативно-правовые акты не предусматривают перерегистрацию на уровень выше прогноза инфляции. Кроме того, уровень инфляции регулируется ФЗ «О федеральном бюджете», принимаемым Госдумой обычно в конце ноября. То есть уже после того, как производители лекарств подают документы на перерегистрацию цены.
Временная вилка, в которую попадает производитель, усугубляется еще и тем, что в соответствии с законом заявление на перерегистрацию предельной отпускной цены подается до 1 октября, а в соответствии с постановлением правительства федеральные органы исполнительной власти представляют в правительство проект перечня жизненно важных лекарств до 15 октября.
Но главная проблема индексации цены в фармацевтической отрасли заключается в том, что производитель не знает, дадут ли ему вообще возможность воспользоваться правом на перерегистрацию цены. Так было, например, в выборном 2011 году, когда Минздрав России и Федеральная служба по тарифам отказали производителям в перерегистрации предельных отпускных цен на прогнозируемый уровень инфляции. Из-за чего реализация препаратов шла по фактическим ценам 2009 года, в то время как себестоимость лекарств значительно выросла в связи с удорожанием сырья, материалов и общепроизводственных расходов (электроэнергии, теплоснабжения, водоснабжения и др.).
В результате российские фармацевтические компании оказались в условиях, когда производство лекарственных препаратов, входящих в перечень, оказалось низкорентабельным, а в некоторых случаях совершенно нерентабельным.
Все это приводит к негативным социальным последствиям. Производители вынуждены приостанавливать производство дешевых препаратов, в аптеках и лечебно-профилактических учреждениях возникает дефектура необходимых лекарств, в том числе предоставляемых социально незащищенным категориям граждан по программе льготного обеспечения.
Так, например, в 2010 году возникли перебои поставок атропина — препарата, применяемого в анестезиологии. Сегодня индексация требуется таким препаратам, как новокаин, аскорбиновая кислота, димедрол, эуфиллин. Но даже при ожидаемой индексации на 6% производство этих препаратов не окупится.
Изменение цены при перерегистрации цен на низкорентабельные дешевые препараты представляется незначительной для пациента (учитывая среднюю стоимость цитрамона 3 руб., при индексации на уровень инфляции 6% его цена составит 3 руб. 18 коп.), но крайне существенной для производителя.
Фармацевтическим компаниям приходится компенсировать свои убытки повышением цен на другие лекарственные препараты, не входящие в перечень жизненно важных. И это в конечном итоге опять бьет по кошельку потребителя.
Сложившаяся ситуация тормозит развитие локального фармпрома, мешает выполнению задачи импортозамещения, приводит к сокращению инвестиций в модернизацию производства, что, в свою очередь, препятствует переходу на международные стандарты GMP.
Читать на сайте РБК.Daily
Добавить комментарий