Иван Штыль: в федерациях большинства видов спорта чаще нет желания помогать спортсмену, чем нет возможностей
— Когда тебе вручали награду «За заслуги перед Владивостоком», ты отметил, что люди стали больше заниматься спортом. В чем это проявляется?
— Даже сейчас, когда на улице холодно и сильный ветер, люди совершают пробежку – и утром, в 7:30, и вечером, в 21:00-22:00. И дело не в том, что я раньше не был в это время в этих местах, просто сейчас действительно жители Владивостока и Приморья стали больше заниматься спортом. Детей начинают больше приводить в спорт. Немаловажную роль играет то, что перед глазами стоит пример тех, кто добивается высот. Это не обязательно Иван Штыль. Сейчас в крае много достойных спортсменов, которые «заражают» спортом.
— Вот ты говоришь: «Это не обязательно Иван Штыль». Однако именно ты стал единственным представителем Приморского края, который не просто вошел в национальную сборную на Олимпиаде, но и привез медаль. Почему люди занимаются массовым спортом, но в профессиональный спорт эти люди не идут?
— Было утеряно очень большое звено тренерского и методического состава. Была утеряна база, которая позволяла спортсменам идти дальше. Дети занимаются в секциях до 14 лет, а дальше для того, чтобы они шли в профессиональный спорт, им надо создать условия — чтобы были спортивные базы, чтобы у них была возможность и обучаться, и тренироваться одновременно. Тяжело организовать этот процесс. Мне повезло — эти условия были созданы, приморская Федерация гребли на байдарках и каноэ прилагала массу усилий для этого, иногда делала невозможные вещи. В федерациях большинства видов спорта чаще нет желания, чем нет возможностей.
— Раньше федерацию возглавлял Жан Кузнецов. Сейчас он возглавил департамент физической культуры и спорта Приморья. Как думаешь, повлияет ли это в целом на спорт в крае?
— Я полностью поддерживаю это решение не потому, что Кузнецов – гребец, а потому, что Жан Анзорьевич — это чиновник, который бегает на зарядку, он болеет спортом и делает все для его развития. По своему возрасту он действующий спортсмен, и в то же время он управленец. Он знает спорт от и до. Когда Кузнецов был директором краевой комплексной детско-юношеской спортивной школы, ни один вид спорта не был обделен. Всегда был диалог, а это очень важно.
Сейчас спортивная система в крае меняется, но не так быстро, как хотелось бы спортивному обществу. Часто чиновники даже не идут на диалог, я уже не говорю о действиях. Я очень рад, что Жан Кузнецов занял этот пост.
— 1 ноября состоялся тренерский совет Школы высшего спортивного мастерства. Тренеры всех отделений отметили, что строка «Учебно-тренировочные сборы» (УТС) сильно обделена. Как действующий спортсмен скажи, насколько важны сборы?
— Учебно-тренировочные сборы — это целенаправленная подготовка к сезону. Спортсмен, тренирующийся дома и не выезжающий куда-либо, не развивается. Ему нужны условия и здоровая конкуренция. В Приморском крае есть условия для занятия далеко не всеми видами спорта. И если летом чаще есть условия, то зимой их нет практически во всех сферах. Например, где мы найдем зимой воду, которая подойдет по температурному режиму, по водному слою для гребли. Да, есть озеро в поселке Лозовый, но там не учтены многие мелочи, которые важны в большом спорте. Хотя летом там можно заниматься и кандидату в мастера спорта, и олимпийскому чемпиону. УТС очень важны в жизни любого спортсмена, но финансирования действительно не хватает. В моем случае примерно 80% финансирования шло за счет сборной России. Поэтому хотелось бы пожелать всем спортсменам попадания в национальные сборные. При этом надо понимать, что сделать это очень тяжело – в любом виде спорта.
Есть спортивный принцип – есть результат, есть условия. Нет результата – работай на него, и будут условия. У нас, к сожалению, часто бывает, что у спортсмена есть результат, а чиновники не могут создать ему условия, в том числе и в финансировании сборов. Это нужно исправлять. Но обязательным условием должно быть желание спортсмена не просто покататься, на мир посмотреть, а добиваться результатов, он должен отвечать за то, что в него вкладывают.
— Ведь ты не все время посвящаешь спорту, кроме этого ты студент. Почему выбрал психологию в качестве будущей специальности? Насколько сложно совмещать спорт и учебу?
— Век спортсмена может быть короткий, сегодня ты чемпион, завтра о тебе все забыли, поэтому образование очень важно. В связи с тем, что я профессиональный спортсмен, я не мог выбрать, например, юриспруденцию просто потому, что не смог бы учиться на должном уровне. В условиях отдаленности от университета образование психолога получить проще, тем более, что в жизни спортсмена психология очень важна. Не всегда в книжке написано то, что есть в жизни, чаще жизненная психология на шаг впереди.
Совмещать учебу и спорт тяжело, хотя надо признать, что поблажки ко мне есть, есть моменты, когда преподаватели на что-то закрывают глаза. Нельзя сказать, что я сам все сдаю, но и нельзя говорить, что мне все проставляют. Преподаватели относятся с пониманием. Я понимаю, что проставлять зачеты и экзамены нельзя просто так, потому что каким же ты будешь специалистом — абсолютно без знаний, но с дипломом.
— Каких высот должен добиться спортсмен, чтобы преподаватели стали относиться лояльно?
— Думаю, у каждого вида спорта это свои результаты. Кроме того, и для каждого преподавателя это свой результат. Для кого-то кандидат в мастера спорта — это здорово, а для кого-то звание заслуженного мастера ни о чем не говорит.
— Какие у тебя ближайшие спортивные планы?
— Тот результат, которого ты добился вчера, сегодня уже не котируется. Ты опять должен доказывать, что ты лучше, достойнее. Наверное, благодаря этому закалу я и не пасую перед многими жизненными проблемами. Поэтому в планах у меня опять борьба за звание сильнейшего.
— И вопрос, который интересует большую часть женского населения Владивостока и Приморья: свободно ли сердце Ивана Штыля?
— Из-за моей сферы деятельности и нехватки свободного времени это болезненный вопрос как для меня, так и для многих спортсменов, которые постоянно находятся в разъездах — Фигаро тут, Фигаро там. К сожалению, сейчас общество обленилось – как девушки, так и парни. Никто не хочет преодолевать проблемы вместе, как это было во времена, когда мои родители были такими, как я сейчас. Конечно, это понимание должно идти от семьи. Большинство родителей сейчас забывают, что надо дать ребенку в первую очередь воспитание и образование, а не материальное благополучие.
Добавить комментарий