Во Владивостоке обсудили стратегию развития Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского
Начальник научно-образовательного центра морских международных исследований С.М. Смирнов сделал доклад на тему «Стратегии развития университетов: зарубежный опыт». Докладчик отметил, что последние инициативы Минобрнауки по реформированию системы высшего образования в России логично вытекают из осмысления зарубежного опыта, прежде всего, из практики совершенствования университетского образования на Западе, и, особенно, в США. Однако просто копировать западные подходы, в том числе по оценке эффективности вузов, в нашей действительности не получится, сообщает пресс-служба университета.
«Вопросам стратегии развития университетов за рубежом уделяется очень большое внимание, — подчеркнул Смирнов С.М. — «Законодателями» здесь чаще всего выступают ведущие вузы США». Были рассмотрены такие разноплановые университеты как Корнельский университет, Техасский технический университет, Гавайский университет в Маноа, университет Западной Австралии, Гдыньский морской университет (Польша). У каждого из них есть своя специфика, есть что-то, что может быть творчески использовано в наших условиях.
Но есть и общие закономерности, которые, вероятно, являются обязательным «трендом» системы высшего образования в мире. По мнению докладчика, это безусловный приоритет повышению качества профессорско-преподавательского состава, эффективное сопряжение образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности (в которой должны участвовать не только все без исключения преподаватели, но и студенты, начиная с первого курса), развитие горизонтальных связей между институтами, школами, колледжами и факультетами в рамках одного университета, активное вовлечение вузов в дела и заботы конкретной местности, где находится кампус, особенно для решения социально-политических проблем, в том числе профессиональной переподготовке местных жителей при изменении конъюнктуры на рынке труда.
Особое место сегодня занимают вопросы интернационализации образования. Так, для американских университетов нормой является иметь 5–7% и более иностранных студентов и преподавателей, не отстают и вузы большинства стран АТР. При этом во главу угла ставится не коммерческая составляющая от набора иностранных студентов, но возможность налаживания взаимовыгодного межкультурного диалога, повышение эффективности и востребованности университетских образовательных программ. И в то же время, все университеты в своих программных документах и стратегиях подчеркивают свою уникальность, специфичность, особо привлекательные условия для науки и учебы и т.п. – это нам тоже не следует забывать. Свое аргументированное мнение по данному вопросу высказала также заместитель директора ИМО Шульга Н.И.
Также были приведены примерные цифры специалистов с высшим образованием в США. Например, процент специалистов, имеющих дипломы высшего образования, от общего населения составляет примерно 26%, что является довольно высоким показателем и опровергает тех отечественных скептиков, которые полагают, что России не нужно так много выпускников вузов. Оказывается, нужно, чтобы хотя бы не отстать от мировых тенденций.
Далее члены заседания организовали дискуссию по методике разработки стратегии развития Морского государственного университета. Выступали начальники управлений, директора институтов и заведующие кафедрами: Монинец С.Ю., Копьев Д.С., Куликова Ю.В., Орлова М.Ю., Рычкова В.Ф., Кислова И.И., Кузлякина В.В. Были высказаны различные мнения, каждый отстаивал свою точку зрения, делился опытом. Все сошлись на мнении, что необходимо создать рабочую группу по разработке стратегии, провести SWOT-анализ ситуации и широкое обсуждение результатов анализа. Высказана идея о том, что университету необходим маркетинговый центр, который занимался бы изучением рынка образовательных услуг и рекламной компании университета.
Разработка стратегии развития является масштабной и жизненно необходимой задачей. Здесь не обойтись без помощи экспертов, но не менее важна роль работников и преподавателей университета. В МГУ много неравнодушных людей, видящих перспективы развития вуза. Их цель – пройти через трудный процесс выживания, самоопределения, перехода на уровень устойчивого развития, и создать университет мирового класса.
Добавить комментарий