Волна ВТО накроет российские прибрежные регионы, предупреждают эксперты
В ходе исследования открытых и закрытых источников, доступных экспертам Института региональных проблем, было проанализировано около 30 актуальных документов: концепций, докладов, проектов и стратегий, опрошено более 40 представителей федеральных и региональных министерств и ведомств, отраслевых союзов и ассоциаций, рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих компаний, экспертов отрасли и журналистов профильных СМИ. Данные опроса сведены в аналитический доклад «Развитие рыбохозяйственных комплексов приморских регионов России: проблемы и перспективы».
«Вступление России в ВТО повлияет на многие сферы нашей жизни, рыбодобыча и рыбопереработка здесь не исключение. В качестве цели исследования мы попытались выяснить, что ждёт эту важнейшую сферу экономики в новых условиях. Необходимо понимать, что рыбная отрасль является стержнем экономики ряда субъектов федерации, в том числе таких регионов как Санкт-Петербург, Ленинградская область, Приморский край, Камчатка, Сахалин, Калининградская, Мурманская и Архангельская области», — отмечает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.
От состояния дел в отрасли в этих регионах зависит не только экономическая, но и социальная, а, в конечном счёте, и политическая ситуация, считают авторы доклада. Ведь продовольственная безопасность является сегодня важнейшим фактором стабильности в стране. Выводы авторов документа подтверждают прозвучавшие на этой неделе слова президента и Владимира Путина, о том, что «российскую экономику ждут серьёзные испытания на первом этапе членства в ВТО, а позитивных результатов добиться получится не сразу». Авторы исследования подтверждают это цифрами: в течение пяти лет (до 2017 года) будут снижены ввозные пошлины на рыбопродукцию – с нынешних 10% до 3%. А это — более чем серьёзный вызов для отрасли.
Самое главное, отмечают эксперты, что сегодня в отсутствие специальных аналитических структур в принципе трудно оценить масштаб рисков. «Мы 18 лет вступаем в ВТО и до сих пор не знаем, от чего защищаться, у нас нет соответствующих экспертных центров», – заметил один из участников опроса. Не выработана и методика защиты, о чём также говорил на днях Владимир Путин. По мнению авторов доклада, основной защитой могли бы стать критерии регулирования и ветеринарно-санитарные меры: «У нас должны быть специалисты и оборудование для проведения экспертиз. На данный момент у нас нет ни лабораторий, ни оборудования, ни научных кадров, которые понимают, как нужно это делать». Ещё один риск – это масштабы бизнеса зарубежных конкурентов. «Капитализация российских рыбодобывающих предприятий сильно отстаёт от мировых компаний», отмечается в докладе.
«Приватизация привела к деконцентрации собственности в добывающем комплексе, сегодня в России не существует предприятия, сопоставимого по размерам с десятком мировых добывающих компаний», – констатируют опрошенные специалисты. Между тем, перспективы рыбной отрасли страны весьма велики и связаны с модернизацией – как флота, так и прибрежной инфраструктуры. Эксперты полагают, что это под силу только крупным игрокам, которые способны консолидировать добычу, переработку и дистрибуцию, составив конкуренцию мировым грандам рыбной индустрии.
Очень важно, по мнению экспертов Института региональных проблем, чтобы при решении вопросов развития отрасли, приватизации и консолидации учитывались бы интересы приморских территорий, население которых в определённой мере оказалось «заложником» процесса вступления в ВТО. «Важно следить, чтобы производство в регионах не сворачивалось, рабочие места не сокращались, флот не распродавался, не шёл на металлолом, не уходил на другие места базирования», – считают эксперты. Для этого необходимо появление крупных инвесторов. «Необходимо развивать вертикально-интегрированные холдинги, концерны с интегрированной логистической цепочкой от вылова до переработки, включая механизмы реализации продукции в розничных сетях без посредников», – отмечается авторами доклада.
Наибольшие споры у экспертов вызвала тема внесения изменений в правила рыболовства, получившие общее название «квоты под киль». Суть идеи – привязать строительство рыбопромысловых судов на российских верфях к квотам на добычу. Это позволит предприятиям, сохранив за собой объёмы лова, строить современные суда, имея гарантии не только на размещение и получение заказа, но и на окупаемость судна в период его эксплуатации. Противники такого подхода скептически оценивают инициативу государства, настаивая на сохранении существующих правил игры.
Главное, по мнению экспертов, в том, что государство начинает осознавать полноту рисков: бросая экономику в пучину ВТО, оно также пытается бросить отрасли «спасательный круг». Однако, что именно позволит остаться на плаву, говорить пока рано. Судя по докладу, подготовленному Институтом региональных проблем, экспертные дебаты обещают быть многогранными. И не простыми. Проведённый опрос показал, что у каждой из заинтересованных сторон — свое видение, как решать имеющиеся проблемы, свои предложения по путям выхода из тупика. «Очевидно, что мы пока в самом начале пути, в процессе которого необходимо сформировать единую «дорожную карту» по развитию отрасли и приморских регионов», – полагают авторы исследования.
Добавить комментарий