Серьезная победа ДВФУ на пути к ТОП-300
В ноябре ДВФУ стал лучшим на Восьмой международной конференции-выставке QS-APPLE, которая проходила в Индонезии, на острове Бали, сообщает газета «Остров.ру». Из двухсот пятидесяти участников организаторы присудили главный приз (Best overall winner) именно ДВФУ, который также был удостоен титула «Креативный идол» (QS Creative Idol). Незадолго до этого события наш университет впервые вошел в рейтинг ведущих университетов мира QS-2012, передает ДВ — РОСС.
Подробно о первых серьезных победах ДВФУ и значении вхождения в рейтинг QS нашего университета мы беседуем с непосредственным участником прошедшей конференции Андреем Ремезковым, руководителем аналитической группы Департамента стратегического развития ДВФУ.
— Андрей Владимирович, расскажите поподробнее о QS-APPLE.
— Начнем с того, что QS — название фирмы, а APPLE — аббревиатура. Расшифровывается как Asian Pacific Professional Leaders of Education (Лидеры образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе). QS — британская компания, которая специализируется на консалтинге в сфере высшего образования. Она занимается организацией туров, выставок, конференций для общения профессионалов, студентов и преподавателей. Широко известна благодаря своему мировому университетскому рейтингу (QS World University Rankings), который публикует ежегодно.
Эта компания уже восьмой год проводит трехдневную конференцию-выставку QS-APPLE. На нее, как правило, приезжает руководство высшего и среднего звена университетов Азиатско-Тихоокеанского региона. Небольшая часть людей приезжает из Европы и других частей света. Главная цель QS-APPLE — организация транснационального партнерства ведущих вузов.
В этом году в конференции участвовало более 50 стран. Это более 600 делегатов из 250 вузов.
— Сколько из них представляло Россию?
— На этот раз 15 университетов. Все участвовали в конкурсной программе. И, что, по-моему, немаловажно, среди призеров в каждой номинации есть российские вузы.
— Есть ли у ДВФУ опыт деятельности в чем-то подобном?
— В прошлом году мы ездили на аналогичную конференцию в Манилу, на Филиппины. Тогда на выставке не было ни одного российского стенда, да и российских вузов было всего лишь пять, включая нас. Но в тот раз наши коллеги из Уральского федерального университета взяли главный приз за лучший видеоролик и удостоились титула QS Creative Idol. Тогда мы решили приехать через год и побороться в нескольких номинациях. Нашей делегации во главе с ректором это удалось.
— Расскажите, пожалуйста, подробней о конкурсе, который проходил в рамках выставки?
— Состязания проходят в четырех номинациях: лучший веб-сайт, видеоролик, брошюра, направленная на привлечение иностранных студентов и лучшая печатная реклама.
В завершении первого дня определились победители креативного конкурса. В первой же номинации ДВФУ взял «бронзу» в номинации «лучшее креативное корпоративное видео» (Most creative corporate institution video). Затем «серебро» за лучшую брошюру (Best international student recruitment brochure). В конце церемонии объявили гран-при (Best overall winner). И тут мы слышим: победитель — наш университет! Для всех это было полной неожиданностью. Кстати, только мы и один из сингапурских вузов взяли сразу две награды в основных номинациях.
Получить гран-при на такой конференции очень почетно, поэтому два последующих дня мы наблюдали огромный интерес к нашему стенду со стороны практически всех участников.
— Давайте поговорим о рейтинге QS. ДВФУ в этом году попал туда впервые?
— Да, на позицию «601+». Объясню, что это такое. Точное место в рейтинге QS определяется только с 1-го по 400-е. С 400-го по 600-е места вузы группируются по 50 (то есть университетам присваиваются места «401–450» и т. д.). Далее формируется группа университетов «601+». Мы как раз в нее и попали. Всего в этом рейтинге в нынешнем году 729 университетов. Я считаю, что для первого раза у нас неплохой результат.
— В программе развития записано, что к 2019 году ДВФУ должен войти в топ-300 лучших вузов по версии QS. По каким критериям выбирают?
— QS оценивает по шести параметрам. Это академическая репутация (40% от суммарной оценки), престиж у работодателей (10%), соотношение преподавателей и студентов (20% — чем меньше студентов на преподавателя, тем лучше), индекс цитирования (20%), и интернационализация образования (количество иностранных студентов и преподавателей — 10%).
Академическая репутация определяется опросом академического мирового сообщества. В этом году QS узнала мнение 46 тысяч человек по всему миру. С работодателями аналогичная ситуация — компания узнает мнение крупнейших компаний и рекрутинговых агентств. В этом году это более 25,5 тысяч человек.
Индекс цитируемости QS определяет количество цитирований на одного человека за пять лет (суммарно берут весь профессорско-преподавательский состав вуза). Для измерения цитируемости компания использует реферативную базу Scopus голландской компании «Эльзевир» (Elsevier). Это крупнейшее в мире научное издательство. Ежегодно их система Scopus индексирует более 18 тысяч научных изданий.
— Что даст нам попадание в топ-300?
— Вопрос о рейтингах всегда очень спорный. Все они без исключения жестко критикуются за необъективность и неправильность выбора критериев. В то же время, я считаю, что полезно хотя бы примерно понимать, где мы сейчас находимся. Рейтинг QS был выбран как один из самых авторитетных, престижных и объективных. Если мы продолжим продвижение на более высокие позиции, то это будет говорить о повышении общего уровня университета, его интеграции в мировое университетское сообщество.
— Чем в этом направлении могут похвастаться российские университеты?
— В целом у наших вузов (как и у ДВФУ) плохо с индексом цитирования и интернационализацией образования. А ведь это — основные компоненты академической репутации — положительных отзывов о вузе в мире.
Нам всем нужно делать упор на публикации на английском языке в ведущих журналах. Тогда о наших ученых узнают во всех точках земного шара.
Максим Барыленко (текст)
Фото предоставлены Андреем Ремезковым
Источник — http://ostrov.dvfu.ru/
Добавить комментарий